Аркадий Цукер: «Все, что мы считали определенностью, — иллюзия»

11 ноября Plus-one.ru вручит премию «Управление изменениями. Визионеры» за лучшие стратегии устойчивого развития в бизнесе и некоммерческом секторе. Чтобы вы знали, кого и за что мы будем награждать, публикуем тезисы выступления на нашей конференции бизнес-тренера Аркадия Цукера. Он рассказал, как компаниям нужно внедрять игровые модели и защищаться от взявшихся из ниоткуда джокеров.

Аркадий Цукер на конференции «Визионеры»

О новых временах и изменении подхода к управлению:

«Мы привыкли принимать решения, когда вся информация уже собрана, и откладываем решение, если данных недостаточно. Но сегодня есть все больше вопросов, по которым собрать сведения невозможно. И это предпосылка рождения принципиально нового типа менеджмента».

«Все, что мы считали определенностью, — иллюзия. Для меня эта ситуация очень оптимистична — это возвращение ответственности за себя, компанию и так далее».

«Джокеры — это непредсказуемые события или неожиданные факторы, которые отменяют все остальные тренды. Число джокеров в мире растет: это и ковид, и падающие цены на нефть, и нелегитимные выборы в самой легитимной стране мира, и талибы в Афганистане, и танкер, подорвавший всю мировую экономику (в марте 2021 года гигантский контейнеровоз Ever Given, сев на мель, перекрыл Суэцкий канал для других торговых судов на шесть дней. — Прим. Plus-one.ru)».

Об исследованиях сотрудников и потребителей:

«В 2000 году их ключевые мотивы — обладание и стабильность. Народ увлечен зарабатыванием денег на квартиру и машины. В 2010-м успешным считался тот, кто побывал в новой стране, купил новый костюм или телефон до того, как он появился в России. Когда мы хвастаемся друг перед другом новым опытом — это мотивация впечатлений. Наступил 2020 год — и нафиг эти внешние впечатления, людей интересует здоровье, отношения, комфорт дома и на работе».

«Раньше мы (маркетологи. — Прим. Plus-one.ru) видели горящие глаза клиентов, когда предлагали им новый товар вместо того, который они искали. Сейчас в ответ мы получаем агрессию. За время локдауна у потребителя сложилась иная система ценностей, он стал понимать — на годы вперед — что ему нужно. Снизилось количество абстрактных интернет-запросов: теперь люди ищут не просто „лимоны“, а „лимоны зеленые“ или „узбекские“. Потребителя уже не взять на эмоции, он может обойтись без множества вещей. А это уже другой маркетинг и менеджмент, другие экономика и психология».

«Сегодня сотрудники ищут у компании защиты. Компаниям нужно управлять стрессами и страхами сотрудников, изучая их и создавая среду, которая компенсирует эти страхи. Точно так же необходимо управлять страхами и стрессами клиентов. Стрессы и страхи — реакции людей на появление джокеров».

О том, как адаптироваться к новым временам:

«Одна из метафор, которую мы используем в своей работе, — навигатор. Вы ставите точку на карте, но, если обстановка меняется, он говорит: „Найден другой маршрут“. Тут все зависит от ювелирного маневрирования в ситуации. Перестраивание бизнеса с жесткого стратегирования в сторону навигационного мониторинга — одно из базовых направлений менеджерского мышления».

«Очень важна зоркость к изменениям. Наш мозг устроен так, что прежде всего замечает нечто знакомое или его отсутствие. Это напоминает мне 1 сентября, когда родители спрашивают у первоклассника, чем школа отличается от детского сада, а он отвечает: „Там нет кроваток и игрушек!“ [...] Нужно замечать появление новых элементов и корректировать свои решения, исходя не из потерь, а из новых факторов».

«Сегодня появляется новый тип капитала — сценарный капитал. Это моделирование различных путей устойчивого развития компании при возможных джокерах. Есть достаточно оснований полагать, что вскоре подорожают те компании, у которых будет как можно больше сценариев устойчивости. [...] Недавно в Америке резко взлетела стоимость стартапа — мессенджера, работающего без интернета — по радиосигналу. Сегодня гораздо успешнее рестораны, у которых есть сайты с доставкой. Это первые проблески сценарного капитала».

Смотрите запись выступления Аркадия Цукера на конференции «Визионеры», которая состоялась в Москве в середине сентября 2021 года:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Записал

Владимир Хейфец