Сегодня в нашей стране живет около 11,5 млн людей с инвалидностью, 3,9 млн из них — трудоспособного возраста, но работает — чуть больше миллиона человек. Plus-one.ru узнал у Coca-Cola, Unilever, «Билайна» и McDonald’s о том, почему нанимать людей с особенностями здоровья не только этично, но и полезно для бизнеса.
Весной этого года фонд «Обнаженные сердца» при грантовой поддержке Coca-Cola сделал обзор международных и российских программ трудоустройства людей с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими интеллектуальными нарушениями.
Исследования показали, что такие люди со множеством задач могут справляться лучше других, заявила Plus-one.ru директор по внешним связям, коммуникациям и корпоративной социальной ответственности Coca-Cola в России и Белоруссии Елена Ковалева. По ее словам, люди с РАС демонстрируют предельную концентрацию на деталях, а еще у них хорошо развиты долговременная память, логические и математические способности, навыки работы с компьютерной техникой и навыки визуального восприятия.
«Кроме того, люди с особенностями ментального развития, в отличие от обычных коллег, в среднем работают на одном месте в 3,5 раза дольше, не пропускают рабочие дни и опаздывают на работу не более трех раз в год», — добавила Елена Ковалева.
Этой осенью Coca-Cola запускает пилотный проект — работа для людей с особенностями развития. Об этом в сентябре на организованной Plus-one.ru конференции «Визионеры» заявил руководитель проектов в области устойчивого развития Coca-Cola HBC Александр Горбачев.
«У компании уже есть опыт трудоустройства людей с особенностями развития на мероприятиях, где мы участвовали в качестве спонсоров, — например, Евро-2020 (Чемпионат Европы по футболу. — Прим. Plus-one.ru), который проходил в этом году в Питере», — добавил эксперт.
Ранее компания содействовала найму людей с особенностями на позиции мерчендайзеров на стадионах и в фан-зонах Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Через год опыт распространили на Всемирную зимнюю универсиаду в Красноярске, а затем — и на Всероссийскую спартакиаду Специальной Олимпиады в Казани (соревнования для людей с особенностями развития).
Возможно, сейчас самые отработанные механизмы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — у глобального производителя продуктов питания, косметики и бытовой химии Unilever. Как рассказала Plus-one.ru менеджер компании по развитию талантов и организационной эффективности в России, Украине и Белоруссии Эльвира Силютина, сегодня у Unilever есть две команды — по найму и по инклюзии людей с инвалидностью. Они консультируют менеджеров и руководителей о возможностях таких сотрудников и распространяют соответствующую информацию среди остального коллектива. К примеру, они анонсируют программы обучения, после которых сотрудники могут стать менторами для людей с ОВЗ.
«Команды готовят обучающие материалы по этике общения с людьми, имеющими разные формы инвалидности. Мы адаптируем таких сотрудников, а также проводим тренинги для руководителей по вопросам взаимодействия с теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья», — говорит Эльвира Силютина. При этом в компании не принято спрашивать у сотрудников об инвалидности — часто руководители и коллеги не знают диагнозов своих подчиненных.
Команды по работе с людьми с инвалидностью сотрудничают с профильными благотворительными организациями — «Перспектива» и «Действуй»: обе занимаются социальной адаптацией и трудоустройством людей с ОВЗ. Вместе с ними Unilever выпускает обучающие материалы и продвигает специальные проекты развития инклюзивной среды в России. Например, в начале сентября «Перспектива» вместе с Unilever и другими компаниями объявила программу для студентов с инвалидностью — специалисты по IT, экономике, юриспруденции, маркетингу, финансам, HR, продажам, логистике и закупкам будут обучать их своим профессиям.
«Я мечтал работать в международной компании. Я хочу быть со всеми наравне, стать незаменимой частью компании и коллектива и считаю, что моя инвалидность этому не помеха. Сейчас у меня есть ДМС, комфортный график работы. В Unilever ценят результат, а не усидчивость на одном месте. Есть разные направления, куда можно расти внутри компании. Это позволяет мне реализовать свой потенциал, ставить цели, проявлять сильные стороны и достигать успеха», — говорит специалист по ассортименту и новинкам Unilever в России, Украине и Белоруссии Максим Ерошевич.
В рамках плана устойчивого развития «Компас» Unilever взяла обязательство к 2025 году отдать 5% рабочих мест сотрудникам с инвалидностью.
На протяжении пяти лет «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») развивает онлайн-платформу по инклюзивному трудоустройству Everland — она позволяет обучить специалистов с инвалидностью таким цифровым профессиям, как дизайнер, контент-менеджер, архитектор сайта и др. А еще — оформить стажировку в крупных российских компаниях.
В самом «ВымпелКоме» люди с ОВЗ проходят онлайн-тренинги «Билайн Университета». Проект не только дает будущим сотрудникам профессиональные навыки, но и интегрирует их в коллектив. Для всех работников действует программа поддержки ментального здоровья, есть возможность работы с психологом.
«ВымпелКом» заявляет об успешном трудоустройстве более 100 человек с инвалидностью. Однако не все сотрудники компании сообщают о своих диагнозах, отметили в пресс-службе. В том числе из-за удаленки — ведь многим они не мешают работать из дома: создавать иллюстрации, верстать сайты, заниматься соцсетями.
О своем опыте работы в компании проекту Plus-one.ru рассказал Артем Плаксин — незрячий разработчик. Он проверяет сайт beeline.ru, приложение «Мой Билайн» и сервис домашнего телевидения «Билайн ТВ» на доступность для людей с инвалидностью.
«Основная моя деятельность — на удаленке, взаимодействие и постановка задач — в мессенджерах, и это обычная практика внутри коллектива. Когда я впервые оказался в штаб-квартире и встретился с разработчиками, у нас, как и раньше, не возникло никаких проблем в коммуникации из-за моей инвалидности. Думаю, за такими гибридными форматами и командами — будущее», — сказал он.
В 2019 году «Макдоналдс» провел на ВДНХ День открытых дверей для выпускников детских домов, граждан предпенсионного возраста и людей с ОВЗ. Им предложили работу на московских и областных предприятиях сети. Сейчас, как сообщили Plus-one.ru в компании, там работает 221 сотрудник с инвалидностью.
Причина этому — не только системные меры, но и человеческие качества конкретных руководителей. Как сообщает портал 29.ru, в конце прошлого года в Архангельске слабослышащая девушка Апполинария после долгих поисков нашла работу в «Макдоналдс». Директор этого ресторана, Юлия, — дочь глухонемых. Но она выбрала Апполинарию не только из-за сочувствия.
«Слабослышащие или глухонемые люди — очень трудоспособные и даже трудоголики, они быстро учатся и очень ценят свою работу. Я видела это на примере моих родителей, Апполинария тоже такая. Поэтому, принимая ее на работу, я больше переживала не за нее, а за то, как коллектив примет „особенную девочку“», — говорит Юлия.
Но коллеги приняли Апполинарию и помогают ей при возникновении непонимания с клиентами. В ресторане планируют взять еще одну девушку с ОВЗ.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Хейфец