Яна Поплавская и Екатерина Шпица — о социальном кино, волонтерстве и магии в жизни

Вечером 18 октября в Москве прошла церемония закрытия международного фестиваля социального кино «Лампа». Plus-one.ru попросил одного из создателей кинофорума «зеленых» документальных фильмов Ecocup Наталью Парамонову рассказать, как устроен фестиваль и как изменилось социальное кино за время пандемии.

Признаюсь, что до звонка из Plus-one.ru я ни разу не слышала о «Лампе». Оказалось, этому кинофоруму уже восемь лет, а начинался он в Перми. В 2021 году фестиваль добрался до Москвы. Те, кто работают в социальных или некоммерческих проектах, думаю, знают, как сложно привлечь звезд. «Лампе» это удалось. Фестиваль поддерживают огромное количество популярных актеров и актрис, среди них — Яна Поплавская, Екатерина Шпица, Юрий Борисов, Андрей Петров, Иван Янковский.

Обычно главную страницу сайта любого кинофорума украшает солидный список спонсоров и информационных партнеров. Но на сайте у «Лампы» указано лишь, что он создан на деньги президентского гранта. Думаю, это большой плюс, когда логотип партнера не занимает весь экран. Хотя иногда мне кажется, что это как раз то, чего хотят спонсоры. Когда же я узнала, что стратегическим партнером фестиваля выступает «Росбанк», то с легкой грустью подумала, что социальному кино, наверное, проще найти спонсоров, чем экологическому.

Как закрывалась «Лампа»

Лет 10 назад «Кинотеатр 35мм» был главной фестивальной площадкой Москвы. Потом его закрыли на капитальный ремонт. 18 октября он распахнул свои двери для гостей церемонии закрытия «Лампы».

Люди из команды фестиваля встречали гостей на входе, провожали в зал. Ведущий в фойе называл имена гостей, создателей и героев фильмов. Посетители с удовольствием позировали у большой надписи «ЛАМПА», делали селфи со звездами.

Президент и основатель фестиваля Ольга Зубкова рассказала, что в 2020 году на конкурс пришла почти тысяча работ. На протяжении полугода фильмы отсматривали на соответствие фестивальной тематике. Первичный отсев прошли около 400 фильмов. Затем был сделан лонг-лист, а уже перед фестивалем — шорт-лист.

«Лично я смотрю фильмы по нескольку раз. Бывает так, что фильм не попадает в тебя и ты считаешь его рядовым. Пересматривая, можно изменить первоначальное мнение. Поэтому я за то, чтобы фильмы отсматривали несколько раз. Наше кино — социальное, оно о том, как люди смогли преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Оно требует внимания. Бывает, что интрига раскрывается на 30-й минуте и до этого момента зрителю надо потерпеть», — говорит Ольга.

Основными темами кинофестиваля этого года стали инклюзия, экология и домашнее насилие. «Особенно выстрелила последняя тема. Я связываю это с пандемией. Многие рассказывают, как трудно было пережить карантин. И не только в нашей стране, по всему миру. Люди оказались наедине со своими семьями, потребовалось принятие и смирение. Тяжело давалось домашнее обучение детей, общение с подростками, у которых играют гормоны. Некоторые мужья не знали, что маленькие дети кричат по 20 часов в сутки. Наши фильмы не только о том, как с этим жить, но и о том, чему могут научиться мамы, папы, семьи, чтобы им было легче», — призналась Ольга Зубкова.

По ее словам, за восемь лет фестиваля качество социального кино выросло, а вокруг «Лампы» сформировалось целое сообщество. Организаторы рассчитывают, что продюсеры и руководители кинотеатров заметят фильмы, и они попадут в эфиры телеканалов, на широкий экран.

Работу жюри на фестивале организует актриса, телеведущая, академик телевидения, член жюри ТЭФИ Яна Поплавская. Она считает, что главный показатель хорошего кино — это личный отклик.

«Когда в 2013 году слова „доброволец“ и „волонтер“ казались незнакомыми, хотелось понять, где эти люди. Сейчас вовлеченность россиян в социальные процессы очень выросла. Когда проблема переносится на экран, люди ее замечают, помогают. Например, тема мусора. Можно снять так, что жюри встает и говорит: „Идем собирать, разделять, решать проблему“. Сейчас расцветает экологическое движение. Но не сразу. Для всего нужно время и осознание», — сказала Яна.

Она отметила сложность выбора лучшего социального кино, где нет коммерческой составляющей. По словам председателя жюри «Лампы», работы участников не были сконцентрированы вокруг ковида, хотя и об этом тоже снимали: проблемы людей остаются теми же до, во время и после пандемии.

Актриса и член оргкомитета «Лампы» Екатерина Шпица рассказала, как она относится к участию в социальных проектах, организуемых при поддержке брендов. «Мне не просто даются такие решения. Мне надо понять, чего на самом деле хочет бренд — продвинуть себя или реально помочь. Потому что, на мой взгляд, все в этом мире энергия — и с научной точки зрения и, если хотите, с магической. На приглашения брендов я соглашаюсь нечасто. Но готова поучаствовать в акции, чтобы знать, что внесла свою лепту», — пояснила Екатерина.

Она добавила, что актеры часто работают за идею, если она им близка и интересна, поэтому не стоит бояться предлагать звездам поддержать социальные проекты. К участию в фестивале «Лампа» Екатерину привлекла Ольга Зубкова. Екатерина Шпица — пермячка, и ценности фестиваля ей близки.

«Поглощающие, светлые, добрые эмоции. Как будто я побывала в Перми, у меня пропало ощущение московского холодка», — поделилась актриса своими эмоциями от церемонии закрытия фестиваля.

Напоследок отмечу, что его организаторы заключают с создателями картин соглашения о некоммерческих показах в регионах России. Желающие показать работы участников фестиваля в своем городе или поселении могут обратиться к оргкомитету «Лампы».

Кто победил на «Лампе» 2021

У фестиваля 12 победителей в номинации «Короткометражное документальное кино», в том числе фильмы «Наша история» (США), «Ходящий по воде» (Австралия), «Мусор: обратный отсчет» (Россия).

В номинации «Игровой короткометражный фильм» лучшими стали «Чернильное море» (Россия), «Бесценное искусство» (Индия), «Сосееед» (Испания), «Железная дорогая» (Россия).

Лучшими анимационными фильмами были выбраны «Башня, построенная из кирпичиков» (Польша), «Галчонок» (Россия), «Путь» (Индия), «Рисование по номерам» (Австралия), «Йеллоу» (США).

Среди социальных видеороликов победил ролик «Дальше никогда» (Германия), лучшим музыкальным видеоклипом выбрали клип на песню «Маяки» группы IOWA (Россия-Белоруссия). Лучшей социальной рекламой признан ролик «Новая глава» (США), в коммерческой социальной рекламе победил ролик «Другая планета» (Россия), в номинации особый фокус — «Письмо», в номинации ROSBANK FUTURE CITIES — «День Кузнечика» (США).

Автор

Наталья Парамонова

Фото

Предоставлены Оргкомитетом фестиваля «Лампа»