Как развивать креативность на самоизоляции

После ослабления карантина многие компании и сотрудники не захотели возвращаться в офис. О том, почему удаленным сотрудникам важно быть креативными и зачем вообще нужна креативность в повседневной жизни, рассказывают Игорь М. Намаконов, евангелист массового развития креативности и автор бестселлера «Кроссфит мозга», и Андрей Волков, бренд-директор Skillbox. Лекция по теме также доступна в рамках совместного проекта онлайн-университета Skillbox и издательской группы «Альпина» «Новый мир, новый человек».

Что такое креативность и зачем она нужна

Креативность — это умение соединить уже известные элементы уникальным образом. За число этих элементов отвечает насмотренность, за умение их соединять — методы, которыми вы владеете. То есть идея креативности заключается в том, чтобы взять уже придуманные объекты, разложить их на мелкие детали и создать новое.

Зачем нужна креативность дизайнеру или маркетологу — понятно. Но на самом деле любой креатив направлен на решение задачи, это soft skill, который нужен любому человеку вне зависимости от вида деятельности. Решение задач креативным способом формирует у человека гибкое мышление, способность фокусироваться на создании нового, а не на использовании привычных моделей поведения.

Пандемия показала неготовность планеты к глобальным кризисам. Для большинства предпринимателей было только два выхода: начать все с нуля или включить креативность и обернуть кризис в свою пользу. Быстро перестроить бизнес-процессы смогли только некоторые предприниматели, умеющие гибко реагировать на изменения и оперативно тестировать гипотезы. То же самое касается и наемных сотрудников в любой отрасли: если умеете перестраиваться и находить уникальное решение в условиях неопределенности, то вы всегда будете востребованы на рынке.

Развитие креативности ребенка и взрослого. В чем разница?

Главное в развитии креативности — системность. В профессиональном спорте есть термин routine — это программа, которую ежедневно выполняют спортсмены, чтобы достигать результатов. Такая же «рутина» должна быть и в развитии креативности: ежедневные тренировки, которые позволяют чувствовать, что сегодня ты лучше, чем вчера.Но в интеллектуальной среде нет привычки ежедневно целенаправленно тренировать мозг для нестандартного решения задач. Чем старше человек, тем сложнее ему воспринимать новое, но если с детства воспитывать гибкость мышления и готовность к новому, креативность превратится в ценность.

Пока ребенку не исполнилось 10–11 лет, не стоит говорить ему о решении задач, да еще креативным способом. Вместо этого нужно развивать в нем чувство гармонии и красоты — это лучше всего делать через танцы, музыку и рисование. Ребенок не стесняясь может раскрывать себя, а взрослый постепенно подключает чувство ритма, такта, эстетическую основу. Шаг за шагом у ребенка появляется вкус, который уже сам вызывает потребность в креативном решении задач.

Взрослому человеку важно создать для себя среду, которая позволит черпать вдохновение из окружающего пространства, и изменить круг общения, чтобы посмотреть на мир глазами других людей. Сегодня для этого достаточно посетить тематическое мероприятие, прийти на встречу клуба по интересам или просто вступить в сообщества в соцсетях, на которые вы раньше не обращали внимания. Следовательно, если вы готовы системно получать новый опыт, то у вас получится развивать креативность.

Какими упражнениями развивать креативность

Для этого нужно перепрошивать свои рутинные микропрограммы, которые вы выполняете каждый день. Креативность можно прокачивать так же, как мышцы, а конкретные упражнения на развитие насмотренности, методов и оценки можно найти на сайте «Кроссфит мозга».

Развитие доступно каждому человеку в домашних условиях. Проще всего начать с утренних ритуалов. Например, попробуйте почистить зубы с закрытыми глазами, заправляйте постель только одной рукой или достаньте свежие носки из холодильника, предварительно положив их туда вечером. Все новое, что вы вносите в будни, должно вас немного забавлять, делать обучение интересным, но не ломать шаблон, чтобы не казалось, что вы сходите с ума.

Умение выполнять простую монотонную работу — это тоже креативность, творчество. Во время мытья полов или копания грядки во внутреннем диалоге человек рождает новые идеи и новые взгляды на привычные вещи. Можно просто размазать грязь по линолеуму, а можно пройтись шваброй по полу так, будто это сделал художник. От ваших действий зависит, развиваетесь ли вы или просто выполняете задачу шаблонным способом.

Как оценивать идеи на креатив: универсальный тест

Если вы уже попробовали решить задачу нестандартным способом, проверьте идею по критериям качества:

Уместность. Три буквы, написанные на заборе, — это тоже креатив. Просто автору не дали нужные знания и инструменты, чтобы проявить себя в более благоприятном образе. Как и работникам сырной фабрики в Омске, которые решили искупаться в молоке, выложили видео в интернет и тем самым собрали на себя материалы для полиции. Это тоже был креатив, но неуместный, вызывающий отвращение и искажающий суть творчества.

Коммуникация лучше продукта. Бывает, что креатив портит то, ради чего был сделан. Например, Nivea придумала дронов в виде чаек, которые летают над пляжем и испражняются кремом для загара. Подразумевалось, что отдыхающие дети будут размазывать по себе подаренный им с небес защитный крем, но на самом деле такой креативный подход сформировал ассоциацию между кремом и пометом чаек.

Без клише. Чаще всего клише можно наблюдать в рекламе автомобилей: как правило, баннер состоит из короткого слогана, скидки и фотографии самой машины. Слоганом можно разнообразить рекламу, но обычно в каждой новой рекламе мы видим то, что уже видели вчера. Оригинальный креатив в корне отличается от того, что было сделано ранее.

Решение настоящей задачи. Креативный потенциал в полной мере раскрывается, когда нужно исправить насущную проблему или решить актуальную задачу. Для этого нужно стать более внимательным к людям и окружающим вас системам. Городской трафик, парк, работа в офисе и даже домашний уклад — это все системы. Приглядитесь к тому, где системы дают сбой, и пересоберите этот участок с использованием новых элементов. Вот увидите, как резко возрастут ваша самооценка и нужность для окружающих.

Креативность нужна всем людям, которые задумываются о своем развитии, а чтобы развить ее, нужны системность и открытость новому. Выполняйте привычные задачи необычным способом — и вы заметите, что вам станет проще решать проблемы, а сами решения окажутся более эффективными и изящными.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Авторы

Игорь М. Намаконов, Андрей Волков