После ослабления карантина многие компании и сотрудники не захотели возвращаться в офис. О том, почему удаленным сотрудникам важно быть креативными и зачем вообще нужна креативность в повседневной жизни, рассказывают Игорь М. Намаконов, евангелист массового развития креативности и автор бестселлера «Кроссфит мозга», и Андрей Волков, бренд-директор Skillbox. Лекция по теме также доступна в рамках совместного проекта онлайн-университета Skillbox и издательской группы «Альпина» «Новый мир, новый человек».
Креативность — это умение соединить уже известные элементы уникальным образом. За число этих элементов отвечает насмотренность, за умение их соединять — методы, которыми вы владеете. То есть идея креативности заключается в том, чтобы взять уже придуманные объекты, разложить их на мелкие детали и создать новое.
Зачем нужна креативность дизайнеру или маркетологу — понятно. Но на самом деле любой креатив направлен на решение задачи, это soft skill, который нужен любому человеку вне зависимости от вида деятельности. Решение задач креативным способом формирует у человека гибкое мышление, способность фокусироваться на создании нового, а не на использовании привычных моделей поведения.
Пандемия показала неготовность планеты к глобальным кризисам. Для большинства предпринимателей было только два выхода: начать все с нуля или включить креативность и обернуть кризис в свою пользу. Быстро перестроить бизнес-процессы смогли только некоторые предприниматели, умеющие гибко реагировать на изменения и оперативно тестировать гипотезы. То же самое касается и наемных сотрудников в любой отрасли: если умеете перестраиваться и находить уникальное решение в условиях неопределенности, то вы всегда будете востребованы на рынке.
Главное в развитии креативности — системность. В профессиональном спорте есть термин routine — это программа, которую ежедневно выполняют спортсмены, чтобы достигать результатов. Такая же «рутина» должна быть и в развитии креативности: ежедневные тренировки, которые позволяют чувствовать, что сегодня ты лучше, чем вчера.Но в интеллектуальной среде нет привычки ежедневно целенаправленно тренировать мозг для нестандартного решения задач. Чем старше человек, тем сложнее ему воспринимать новое, но если с детства воспитывать гибкость мышления и готовность к новому, креативность превратится в ценность.
Пока ребенку не исполнилось 10–11 лет, не стоит говорить ему о решении задач, да еще креативным способом. Вместо этого нужно развивать в нем чувство гармонии и красоты — это лучше всего делать через танцы, музыку и рисование. Ребенок не стесняясь может раскрывать себя, а взрослый постепенно подключает чувство ритма, такта, эстетическую основу. Шаг за шагом у ребенка появляется вкус, который уже сам вызывает потребность в креативном решении задач.
Взрослому человеку важно создать для себя среду, которая позволит черпать вдохновение из окружающего пространства, и изменить круг общения, чтобы посмотреть на мир глазами других людей. Сегодня для этого достаточно посетить тематическое мероприятие, прийти на встречу клуба по интересам или просто вступить в сообщества в соцсетях, на которые вы раньше не обращали внимания. Следовательно, если вы готовы системно получать новый опыт, то у вас получится развивать креативность.
Для этого нужно перепрошивать свои рутинные микропрограммы, которые вы выполняете каждый день. Креативность можно прокачивать так же, как мышцы, а конкретные упражнения на развитие насмотренности, методов и оценки можно найти на сайте «Кроссфит мозга».
Развитие доступно каждому человеку в домашних условиях. Проще всего начать с утренних ритуалов. Например, попробуйте почистить зубы с закрытыми глазами, заправляйте постель только одной рукой или достаньте свежие носки из холодильника, предварительно положив их туда вечером. Все новое, что вы вносите в будни, должно вас немного забавлять, делать обучение интересным, но не ломать шаблон, чтобы не казалось, что вы сходите с ума.
Умение выполнять простую монотонную работу — это тоже креативность, творчество. Во время мытья полов или копания грядки во внутреннем диалоге человек рождает новые идеи и новые взгляды на привычные вещи. Можно просто размазать грязь по линолеуму, а можно пройтись шваброй по полу так, будто это сделал художник. От ваших действий зависит, развиваетесь ли вы или просто выполняете задачу шаблонным способом.
Если вы уже попробовали решить задачу нестандартным способом, проверьте идею по критериям качества:
Уместность. Три буквы, написанные на заборе, — это тоже креатив. Просто автору не дали нужные знания и инструменты, чтобы проявить себя в более благоприятном образе. Как и работникам сырной фабрики в Омске, которые решили искупаться в молоке, выложили видео в интернет и тем самым собрали на себя материалы для полиции. Это тоже был креатив, но неуместный, вызывающий отвращение и искажающий суть творчества.
Коммуникация лучше продукта. Бывает, что креатив портит то, ради чего был сделан. Например, Nivea придумала дронов в виде чаек, которые летают над пляжем и испражняются кремом для загара. Подразумевалось, что отдыхающие дети будут размазывать по себе подаренный им с небес защитный крем, но на самом деле такой креативный подход сформировал ассоциацию между кремом и пометом чаек.
Без клише. Чаще всего клише можно наблюдать в рекламе автомобилей: как правило, баннер состоит из короткого слогана, скидки и фотографии самой машины. Слоганом можно разнообразить рекламу, но обычно в каждой новой рекламе мы видим то, что уже видели вчера. Оригинальный креатив в корне отличается от того, что было сделано ранее.
Решение настоящей задачи. Креативный потенциал в полной мере раскрывается, когда нужно исправить насущную проблему или решить актуальную задачу. Для этого нужно стать более внимательным к людям и окружающим вас системам. Городской трафик, парк, работа в офисе и даже домашний уклад — это все системы. Приглядитесь к тому, где системы дают сбой, и пересоберите этот участок с использованием новых элементов. Вот увидите, как резко возрастут ваша самооценка и нужность для окружающих.
Креативность нужна всем людям, которые задумываются о своем развитии, а чтобы развить ее, нужны системность и открытость новому. Выполняйте привычные задачи необычным способом — и вы заметите, что вам станет проще решать проблемы, а сами решения окажутся более эффективными и изящными.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Авторы
Игорь М. Намаконов, Андрей Волков