Материнская плата

В августе исполнилось 110 лет со дня рождения, а в сентябре исполняется 23 года со дня смерти матери Терезы — католической монахини, ставшей всемирным символом милосердия. Она пошла против порядков колониальной церкви, заставила мир обратить внимание на тех, до кого никому не было дела, принимала пожертвования от кровавых диктаторов и стала святой. Plus-one.ru рассказывает, как у нее все это получилось.

Мать Тереза ​​в хосписе для обездоленных и умирающих в Калькутте, Индия, 1969 год

Путь на другой конец света

Мать Тереза родилась 26 августа 1910 года в городе Ускюб на территории Османской империи (ныне Скопье, столица Северной Македонии). При рождении девочка получила имя Агнес Гондже Бояджиу, ее родителями были албанцы-католики. Своим днем рождения она сама считала 27 августа — день, когда ее крестили.

Отец Агнес — выходец из Западной Армении Никола Бояджиу (Бояджян) — владел крупной строительной компанией и был преуспевающим торговцем. Он входил в муниципальный совет и владел несколькими языками. Мать девочки — Дранафиле Бернаи — была ревностной католичкой и благотворительницей. С малых лет ее дети (у Агнес были сестра и брат — Агата и Лазарь) ежедневно ходили в церковь, где помогали проводить службы, а также обходили местных бедняков и больных.

Агнес было девять, когда ее отец погиб при невыясненных обстоятельствах. Поскольку он был активистом албанского освободительного движения, есть версия о том, что его отравили агенты властей. Чтобы прокормить себя и детей, Дранафиле стала зарабатывать пошивом одежды и вышиванием. Голодных ртов к тому времени стало больше: она приютила у себя шестерых детей погибшей соседки.

Посвятить себя служению церкви Агнес хотела еще с раннего детства. В 12 лет, совершая паломничество в Черногорию, она узнала о христианских миссиях в Индии, и с тех пор мечтала поехать туда. Для этого она решила поступить послушницей в монашеский орден Ирландских сестер Лорето, имевший индийскую миссию.

В конце сентября 1928 года, в возрасте 18 лет, Агнес отбыла из родного Скопье в долгое путешествие: сначала — в орденское аббатство близ Дублина, где девушка пару месяцев изучала английский, а в начале декабря — в Индию. Плавание было долгим и утомительным. Рождество пришлось встречать на борту. В начале 1929-го Агнес прибыла в Калькутту и направилась в Дарджилинг, где в предгорьях Гималаев располагался монастырь ордена Лорето.

Мать Тереза в юности

Девушка приняла постриг в 1931-м и взяла монашеское имя в честь святой Терезы из Лизьё — французской монахини-кармелитки XIX века. Орденская миссия направила Терезу в Калькутту преподавать историю и географию в школе святой Анны — солидном монастырском учреждении для девочек из обеспеченных семей.

Недалеко от школы начинались калькуттские трущобы. Тереза часто водила туда своих воспитанниц — помогать голодным и нищим, хоть это и не входило в программу. Кроме того, она проводила с ученицами долгие беседы, воспитывая в них сострадание к обделенным. В 1937-м, согласно монашеским обычаям, Тереза приняла обет бедности, целомудрия и послушания, после чего стала именоваться «матерью». В том же году она возглавила школу.

Как основать собственный орден

В 1946 году мать Тереза преисполнилась решимости покинуть стены монастыря, чтобы полностью посвятить себя служению индийским беднякам — не только ухаживать за нищими, но и жить среди них. Настоятельница сочла это вздором и отправила Терезу просить позволения у архиепископа Калькутты. Тот не сразу дал свое согласие: он беспокоился о реакции местного общества и Ватикана, ведь Индия готовилась к обретению независимости, а Тереза имела европейское происхождение. Разрешения Папского Престола пришлось ждать два года. В августе 1948-го монахиня оказалась на калькуттских улицах, имея лишь смену одежды и несколько рупий.

Поборов искушение вернуться в монастырь, мать Тереза направилась в Патну, где в одной из европейских миссий прошла ускоренные курсы медицинских сестер. Вернувшись в Калькутту, она обосновалась в соломенной хижине в одном из беднейших гетто. Там она собирала подаяния, на которые покупала еду и лекарства для местных жителей, лечила их, а также учила их детей.

Спустя год к ней стали присоединяться первые последовательницы — ее бывшие ученицы, девушки из обеспеченных семей. Вдохновленные примером Терезы, они давали обет нищеты, чтобы жить в трущобах и ухаживать за бедняками со своей наставницей. Так Терезе пришла идея основать собственный орден. Она подготовила его устав и представила на рассмотрение калькуттскому архиепископу, а тот направил его в Рим на рассмотрение папы.

В 1950 году папа Пий XII утвердил решение о создании ордена «Сестры — миссионерки любви». Ватикан не выделил в помощь Терезе никаких средств. Все необходимое она и ее сестры добывали самостоятельно — и получая пожертвования от состоятельных горожан, и выпрашивая по домам старые вещи или остатки еды.

Помочь тем, до кого никому нет дела

В 1952-м мать Тереза открыла первый «дом для умирающих». В Калькутте того времени нищие гибли от болезней, ран и истощения прямо на улицах. В больницах им отказывали в помощи. Поэтому городские власти выделили место — заброшенный храм богини Кали, покровительницы Калькутты, — для специального учреждения, где сестры ордена могли бы заботиться об умирающих.

Поначалу приют «Нирмал Хридай» (с хинди — «Чистое сердце») вызвал протесты у местных священнослужителей и политиков: по их мнению, мать Тереза пыталась обратить индусов в католицизм. Однако вскоре противники убедились, что умирающих хоронят по обычаям их религий — будь то индуизм, ислам или христианство. Многочисленные материалы в индийской прессе принесли «Сестрам — миссионеркам любви» широкую известность, обеспечив постоянный приток новых последовательниц и пожертвований.

С середины 1950-х орден стал помогать еще одной уязвимой группе, от которой отворачивалось практически все индийское общество, — прокаженным. Мать Тереза стремилась дать им возможность жить и работать. Она убедила индийские власти выделить ей 34 акра земли близ города Асансол в 200 км от Калькутты, где организовала лепрозорий «Шанти Нагар» («Город Мира»).

Тогда же в Калькутте мать Тереза открыла приют для бездомных детей «Шишу Баван» («Дом детей»). Сестры подбирали их на улицах, обеспечивали кровом, пищей, медицинской помощью, базовым образованием и распределяли по обеспеченным семьям, поддерживавшим орден пожертвованиями.

Как завоевать мир с помощью милосердия

С начала 1960-х орден матери Терезы начал отправлять сестер в другие районы Индии. Пункты помощи беднякам, бесплатные школы, приюты для бездомных детей, «дома умирающих» и лепрозории-коммуны стали появляться по всей стране. И общество обратило на это внимание — в 1962-м в знак признания ее важной работы правительство Индии наградило мать Терезу почетным орденом «Великолепный лотос».

В 1964 году она побывала на приеме у самого папы Павла VI. Тот был так впечатлен ее успехами, что дал «Сестрам — миссионеркам любви» разрешение работать по всему миру. Миссии ордена открылись в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Италии, Австралии и Танзании (1968), Англии (1970), Бангладеше (1972) и на Кубе (1986).

В 1979 году мать Терезу наградили Нобелевской премией мира.

Речь матери Терезы на вручении Нобелевской премии мира, 1979 год

Денежную часть премии мать Тереза направила на организацию новых приютов для бедняков и страдающих проказой. Она отказалась от банкета в свою честь, призвав выделенный на него бюджет — $6 тыс. — также передать на благотворительные нужды ордена.

Так мать Тереза превратилась в олицетворение добродетели мирового масштаба. Ее орден стал оказывать поддержку пострадавшим от катастроф и вооруженных конфликтов. Глава ордена лично посещала ливанские лагеря беженцев, голодающих в Эфиопии во время засухи, жертв землетрясения в Гватемале. Дважды она побывала в Советском Союзе: в 1986-м, после аварии на Чернобыльской АЭС, и в 1988-м, после Спитакского землетрясения.

Когда стало известно о существовании ВИЧ/СПИД, орден стал открывать церковные приюты и хосписы для зараженных. Первое такое учреждение появилось в Нью-Йорке накануне Рождества 1985-го. Ранее в том году мать Тереза приняла из рук президента США Рональда Рейгана Медаль Свободы.

Рональд Рейган вручает матери Терезе Медаль Свободы, 1985 год

5 сентября 1997 года мать Тереза скончалась от инфаркта в Калькутте. К тому времени орден «Сестер — миссионерок любви» насчитывал 4 тыс. последовательниц в 600 миссиях в 120 странах мира, а к 2015 году — более 5 тыс. сестер в 758 миссиях в 139 странах.

Святая империалистка-миллиардер

Хотя мать Терезу еще при жизни почитали по всему миру, ее деятельность часто подвергалась критике. В 1994-м редакция медицинского журнала The Lancet в своем исследовании назвала уровень медицинской помощи, оказываемой орденом, крайне низким: инфекционные больные не изолировались, а инструменты и иглы должным образом не стерилизовались. Орденские «дома для умирающих» нельзя было назвать хосписами. Мать Тереза не различала излечимых и неизлечимых больных, выступала против облегчения страданий сильными анальгетиками. Целью ее учреждений было не вылечить или облегчить боль, а лишь предоставить возможность уйти с достоинством.

Первое знакомство настоятельницы Ордена милосердия матери Терезы с одной из подопечных — десятилетней Анной Овсепян из Кировакана в 3-й детской клинической больнице Еревана. Армянская ССР, Ереван, 26 декабря 1988 года

Наконец, мать Терезу обвиняли в том, что она призывала своих сестер тайно обращать в христианство умирающих пациентов, проводя над ними ритуалы крещения без их согласия, о чем стало известно из книги, написанной одной из бывших последовательниц ордена. По ее признанию, монахини спрашивали у своих подопечных, хотят ли они получить «билет на небеса», после чего, делая вид, что просто обтирают их смоченной в воде тканью, шепотом произносили ритуальные слова. За это мать Терезу называли «религиозной империалисткой», «охотившейся на самых уязвимых во имя сбора душ для Иисуса».

Многих критиков матери Терезы смущали и ее политически сомнительные контакты и источники пожертвований. Среди спонсоров ордена были: кровавый диктатор Гаити Жан-Клод Дювалье (которого она как-то похвалила за «любовь к своему народу»), обвиненный в мошенничестве американский финансист Чарльз Китинг и растративший пенсионный фонд своих сотрудников британский издатель Роберт Максвелл.

Еще одним поводом для критики было неэффективное управление полученными пожертвованиями. По данным немецкого журнала Stern, в 1991 году мать Тереза потратила на благотворительность лишь 7% привлеченных средств — в пересчете на евро это примерно 180 тыс. из 2,6 млн.

В 2017-м итальянский журналист Джанлуиджи Нуцци опубликовал расследование, согласно которому мать Тереза долгие годы была крупнейшим вкладчиком скандально известного своими финансовыми махинациями банка Ватикана (официально учреждение называется «Институтом религиозных дел» Римской курии). Монахиня, принявшая обет нищеты, хранила на счетах миллиарды в долларах и итальянских лирах. Отзови она их — и банк попросту обанкротился бы.

Как бы то ни было, в 2003 году папа Иоанн Павел II совершил беатификацию матери Терезы: она вошла число блаженных Римско-католической церкви как Тереза Калькуттская. В 2016-м папа Франциск причислил ее к лику святых. Память матери Терезы чтит не только церковь: с 2012 года в годовщину ее смерти по инициативе ООН во всем мире отмечается Международный день благотворительности. Ведь, несмотря на ее религиозный фундаментализм и сомнительные управленческо-финансовые стороны ее дела, мать Тереза все же обратила внимание всего мира на проблемы отверженных — и научила уважать их достоинство.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов