Пять прорывных проектов Илона Маска

Быстрые и недорогие электромобили, домашняя солнечная энергетика, доступ в интернет из любой точки мира, скоростные транспортные артерии без пробок и выбросов, возвращаемые космические корабли и колонизация Марса. Придумал эти идеи или изобрел эти технологии вовсе не Илон Маск, но именно он показал миру, как превратить мечты в реальность, причем еще при жизни современного поколения. Plus-one.ru рассказывает, как он это сделал.

Илон Маск на одной из конференций SXSW в городе Остин, штат Техас.

Возродил электромобиль

Первые электрокары появились на 50 лет раньше первых авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Мало того, они и продавались лучше — к 1900-му году электротранспорту принадлежало 38% рынка США, а машинам с ДВС — лишь 22% (остальные 40% приходились на автомобили с паровыми двигателями). Но благодаря низким ценам на нефть, а также Генри Форду, придумавшему сборочный конвейер, об электрокарах быстро забыли.

Интерес к ним начал возвращаться к концу XX века на фоне роста экологической тревоги и осознания, что ископаемые ресурсы заканчиваются. В 1990-х крупные производители — Ford, Chrysler, Honda, Nissan, Toyota и другие — попытались вывести на рынок собственные электромобили. Однако все потерпели фиаско.

Как правильно возвращать к жизни забытые технологии продемонстрировал Илон Маск. Его компания Tesla не экономила, чтобы выпустить продукт для массового рынка, а сразу начала с производства люксового авто. Tesla Roadster вышел в марте 2008-го, стоил по $109 тыс. в базовой комплектации, разгонялся до 100 км/ч за четыре секунды, заряжался около трех часов и мог проехать 400 км без подзарядки.

Tesla Model 3

Прибыль от продаж и средства инвесторов пошли на совершенствование технологий. В июле 2017-го начались поставки седана Model 3, который стоил уже от $35 тыс. А в марте 2020-го по цене от $43,6 тыс. поступил в продажу кроссовер Model Y.

Коммерческий успех Tesla (совокупные продажи к 2020-му превысили 1 млн электромобилей) вынудил автопроизводителей по всему миру вернуться к проектам электрокаров. В июне 2014 года Tesla открыла доступ ко всем своим патентам всем желающим — ради скорейшего развития рынка электромобилей в целом.

Маск и его «не-конкуренты» стали активно вкладываться в совершенствование самого дорогого компонента электромобилей — аккумулятора. В результате цены на них с 2010-го по 2020-й обрушились почти на 90% — с $1000 до $135 за кВт·ч. Уже через пару лет ожидается дальнейшее снижение до $100 за кВт·ч — той отметки, при которой стоимость электрокаров перестанет превышать стоимость авто с ДВС.

Глобальные продажи электрокаров в 2019 году превысили 2 млн. По прогнозам, через пару лет количество моделей на рынке увеличится до 500, а к 2040-му почти 60% мировых продаж всех авто будет приходиться на электротранспорт. И это во многом результат успехов Tesla.

Ввел моду на солнечные кровли

Собственная крыша из солнечных панелей и энергонакопитель, позволяющие автономно обеспечивать домашние потребности в электроэнергии, — лет 20 назад это выглядело как фантазия футурологов, а сегодня благодаря Илону Маску вошло в повседневность экономных домовладельцев.

Все началось в 2006 году, когда Маск помог своим кузенам — Питеру и Линдону Райвам — запустить компанию SolarCity по установке солнечных панелей, в которой занял позицию председателя совета директоров. К 2009 году установленные компанией панели генерировали 440 МВт.

У успеха было два секрета. Во-первых, благодаря знаменитому родственнику Райвы легко заключали контракты с крупными клиентами — от автодилерской сети British Motor Car и супермаркетов Wal-Mart до армии США. Во-вторых, SolarCity первой стала продавать свои панели в лизинг, сделав их доступными тысячам частных домохозяйств.

Установка солнечных панелей SolarCity на крыше дома.

Средний домовладелец тратил на панели для крыши от $25 тыс., которые, конечно, окупались за счет экономии, но долго. С панелями от SolarCity он ежемесячно платил около $70 за систему на 2,4 кВт. Если обычный счет за электричество составлял $200 в месяц, то клиент SolarCity отдавал за электроэнергию вместе с лизингом крыши $170, получая чистую экономию буквально «из воздуха».

К концу 2014 года на счету SolarCity было уже более 6,2 тыс. МВт установленных мощностей, а за 2015-й эта цифра выросла еще на 870 МВт — 35% от домашних солнечных панелей или 12% от всех солнечных мощностей, введенных по стране за год. В 2016-м SolarCity влилась в Tesla (сделка обошлась автопроизводителю в $2,6 млрд).

Тогда же Маск вывел на рынок энергохранилище Tesla Powerwall. Бытовой аккумулятор с инвертором, позволяющий запасать до 13,5 кВт·ч электроэнергии, завершил концепцию автономной домашней энергосистемы. Эти решения позволили клиентам Tesla добиться еще большей экономии — запасать энергию (как солнечную, так и из сети), чтобы затем использовать ее, например, в дорогие пиковые часы.

Вплоть до 2018 года «солнечный» бизнес Маска сохранял абсолютное лидерство по годовым объемам устанавливаемых мощностей. В 2018-м его оттеснила на второе место компания Sunrun, в 2019-м — на третье Vivint Solar.

Связывает мир доступным интернетом

В 2015-м Илон Маск объявил о глобальной спутниковой системе Starlink, которая обеспечит скоростной доступ в интернет из любой точки Земли. Для этого компания Маска SpaceX планирует разместить на низкой орбите 42 тыс. спутников связи собственного производства.

Аппараты Starlink имеют форму прямоугольника, их масса составляет около 260 кг, срок службы — не менее пяти лет, а высота рабочей орбиты — 550 км. Двигатели спутников будут работать на криптоне (как минимум в пять раз дешевле традиционно используемого в таких целях ксенона), питание аппаратуры обеспечат солнечные панели примерно на 3 кВт.

Сегодня на орбиту выведено более 650 спутников. Замеры одного из добровольцев, которому посчастливилось принять участие в тестировании связи в Лос-Анджелесе, показали скорость доступа 35-60 Мбит/с при задержке 30-95 мс.

До конца 2020 года SpaceX планирует разместить на орбите около 1,5 тыс. спутников, чтобы обеспечить связью всю территорию Северной Америки. Компания уже получила разрешение на вывод 12 тыс. спутников, но хочет увеличить численность группировки до 42 тыс. аппаратов и покрыть ими всю поверхность планеты. Для подключения к Starlink пользователям понадобится специальный терминал — небольшое устройство размером «с коробку пиццы» и ценой $100-300, способное автоматически отслеживать спутники.

Предположения о том, что услуги связи будут бесплатными, Маск отмел — речь идет о бизнесе, Starlink в первую очередь коммерческий проект. С другой стороны, за всю историю космических запусков человечество вывело на орбиту около 9,6 тыс. спутников, из которых рабочих сейчас лишь 2,3 тыс. На этом фоне вывод 42 тыс. аппаратов кажется новой вехой в истории освоения космоса.

Даже как коммерческий проект, Starlink приблизит человечество к установлению свободы распространения информации, лишая авторитарные правительства возможности ограничивать доступ своего населения к интернету. Для связи со всем миром будет достаточно нацелить небольшое устройство в небо.

Переводит дороги в 3D и прячет их под землю

Чтобы избавить мир от проблемы пробок, Илон Маск предлагает «сделать дороги трехмерными» — то есть располагать их друг над другом. Осуществить проект он намерен с помощью подземных тоннелей. Согласно концепции Маска, города смогут быстро и дешево добавлять новые тоннели — буквально десятки уровней в глубину, что удовлетворит любые транспортные потребности.

Открытие тестового тоннеля The Boring Company в штате Калифорния, США.

Проектом Loop — системой скоростных транспортных тоннелей — занимается компания Маска The Boring Company (TBC). Первый испытательный тоннель Loop длиной около 2 км был прорыт в 2018 году под штаб-квартирой SpaceX в Хоторне (пригород Лос-Анджелеса, штат Калифорния). В мае 2020-го завершено строительство тоннеля под территорией Las Vegas Convention Center. Открытие ожидается в 2021-м. В планах строительство подземной трассы из Восточного Голливуда до стадиона Dodger в центре Лос-Анджелеса и междугородней транспортной артерии Балтимор-Вашингтон.

В системе Loop автомобили будут спускаться под землю на парковочных лифтах и перемещаться по тоннелям на автоматических платформах со скоростью 240 км/ч. Пропускные показатели системы — 4,4 тыс. человек в час. Для сравнения, станции Московского метрополитена рассчитаны в среднем на 20-28 тыс. человек в час.

TBC тратит на каждую милю своей транспортной системы по $10 млн, проходка занимает неделю. Все тоннели Loop малого диаметра — около 4 м, это сравнимо с диаметром канализационных коллекторов. Транспортная система работает на электричестве, что значительно удешевляет системы вентиляции и безопасности.

Кроме того, TBC не использует рельсы. Вся техника в тоннелях перемещается на колесах со специальными шинами.

Тест-драйв в тоннеле TBC под Лос-Анджелесом

Если планы не потерпят фиаско из-за массовых жалоб на клаустрофобию, в будущем города по всему миру смогут убрать транспортную инфраструктуру под землю, а дороги превратить в комфортную среду для пеших прогулок.

Отправляет человечество на Марс

В 2006 году компания Илона Маска SpaceX начала тестовые запуски собственных ракет-носителей Falcon 1. Штат компании тогда насчитывал всего 160 человек, а общие инвестиции за четыре года существования составляли $100 млн личных средств Маска. Уже в 2009-м SpaceX стала первой частной компанией, отправившей на орбиту искусственный спутник, а в 2012-м — пристыковавшей собственный корабль к МКС.

С 2018 года на долю SpaceX приходится не меньше половины рынка коммерческих запусков. А в мае 2020-го она стала первой частной компанией, осуществившей пилотируемый запуск, — Falcon 9 доставила двух астронавтов на корабле Crew Dragon к МКС. Ко всему прочему, это был первый с 2011-го полет астронавтов на американском корабле с территории США.

Первый запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy от компании SpaceX с мыса Канаверал в штате Флорида, США.

Маск вдохновляется творчеством писателя-фантаста Айзека Азимова — он хочет превратить человечество в мультипланетарный вид, избавив его от риска исчезновения из-за техногенного апокалипсиса или природных катаклизмов. Организацией марсианских колоний предприниматель озаботился еще в 2001-м. Сегодня для полетов к красной планете SpaceX разрабатывает сверхтяжелую возвращаемую систему Starship, способную выводить на орбиту до 150 тонн груза. Для сравнения, мощнейшая ракета в истории — американская «Сатурн-5», с помощью которой астронавты летали на Луну, — выводила на орбиту до 147 тонн.

Ближайшие возможности для полета к Марсу приходятся на 2022-й и 2024-й годы. В 2022-м SpaceX планирует беспилотную доставку на марсианскую поверхность 200 тонн груза и оборудования для последующих экспедиций. В 2024-м должен состояться первый в истории пилотируемый межпланетный перелет — на Марс будут доставлены первые колонисты. Когда Илона Маска спросили: «Вам 47 лет. Каковы ваши шансы лично побывать на Марсе до конца жизни?», он, не задумываясь, ответил: «70%».

Маск собирается создать на Марсе не исследовательскую базу (как в Антарктике), а развивающуюся колонию (подобно первым европейским поселениям в Новом Свете), которая уже к 2050-му может стать небольшим городом. Правда, чтобы обеспечить его полную независимость от земных поставок, потребуется население порядка 1 млн человек. Поэтому долгосрочные планы Маска заключаются в строительстве тысячи кораблей, способных нести по 100-200 человек.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов