Квартиру покупать будете? — Нет, спасибо, я просто смотрю

На мировом рынке жилой недвижимости наблюдаются устойчивое снижение количества покупателей и рост числа арендаторов, причем в первую очередь — среди людей моложе 35 лет. Часто причиной этого называют сдвиг ценностных ориентиров и мобильность молодежи, которая не желает быть запертой в четырех стенах и более открыта новым впечатлениям и новым возможностям. Только ли в этом причина того, что молодежь не желает покупать жилье, а хочет его снимать, и каковы масштабы этого явления? +1 разобрался для вас.

Вашингтонский исследовательский центр Pew Research Center приводит следующую статистику: с 2006 по 2017 годы доля американцев моложе 35 лет, арендующих жилье, выросла с 57% до 65%. Данный показатель изменился в большую сторону для всех возрастных сегментов, но не настолько сильно. Так, среди занимающих второе место 35-44-летних количество съемщиков увеличилось с 31% до 41%, а среди людей старше 65-ти — всего на 2%: с 19% до 21%.

Свобода или безответственность?

В чем же причина того, что молодежь предпочитает именно арендовать жилплощадь, даже если при этом приходится делить ее с совершенно незнакомыми людьми?

Согласно опросу, проведенному американским специализированным порталом Rent.com среди миллениалов (людей, родившихся с начала 1980-х по конец 1990-х) большинство из них выбирает аренду, так как она позволяет им быть независимее и дает больше свободы, как финансовой, так и географической.

Кроме того, с каждым годом появляется все больше вариантов удаленного трудоустройства. При этом растет число пользователей онлайн-площадок для аренды квадратных метров в частном секторе (как арендаторов, так и арендодателей), а это значит, что открывается и больше возможностей для длительных путешествий.

Есть и те, кто просто боится ответственности. Доля таковых среди участников опроса равняется почти 10%. Ведь владение недвижимостью создает целый ряд дополнительных трудностей. Характерный пример — ремонт. Также при аренде отсутствуют финансовые риски, вызванные обесцениванием недвижимости.

Еще одна причина снижения популярности покупки жилья лежит в области демографии. Людям хочется «пустить корни», когда у них уже есть семья. По данным Pew Research Center, если в США 60-х годов средний возраст первого брака лишь немного превышал 20 лет, то сейчас он приближается к 30-ти.

Денег нет

Однако чаще всего участники опроса, как подчеркивает Rent.com, ссылались на материальные соображения. 57% респондентов назвали доступность главным критерием при выборе жилья, а 40% именно по этой причине отдали предпочтение аренде.

Проблема доступности актуальна и для Великобритании.

«Я миллениал, живущий в Лондоне, и уже почти свыклась с мыслью о том, что никогда не смогу купить жилье. Недавнее исследование рынка показало, что средний размер депозита для покупки первого дома в британской столице составляет £91 409 (7,3 млн руб. — Прим. +1). Для меня эта сумма настолько огромна, что глупо даже думать о том, чтобы скопить столько денег», — пишет журналистка Mashable Рэйчел Томпсон.

Рост цен на покупку недвижимости в Великобритании с 1997 года с поправкой на инфляцию составил в среднем 173%, а в Лондоне — 253%. Цена аренды по стране за этот же период увеличилась на 38%, а средняя заработная плата, получаемая 25-34-летними британцами, — лишь на 19%.

Соответственно, его приобретение на более позднем этапе жизни чревато меньшей финансовой защищенностью при выходе на пенсию, предупреждает Тамара Симс из Стэнфордского университета.

Для россиян, 26% которых тратит на платежи по кредитам, повседневные нужды и оплату ЖКХ более 75% семейных доходов, разговор о рисках также весьма актуален. Реальные доходы населения, по данным Росстата, снизились за пять лет на 8,3%, а 60% заемщиков, согласно исследованию Всемирного банка и Роспотребнадзора, испытывают проблемы с выплатой долгов по кредитам.

Учитывая вышеперечисленное, а также то, что 46% сделок по покупке недвижимости, по официальным данным, осуществляется с привлечением ипотечного кредита, закономерен вопрос о том, что же выгоднее: брать квартиру в ипотеку или положить сумму первоначального взноса на депозитный счет до тех пор, пока она не вырастет до нужного размера, а самому тем временем снимать жилплощадь. При соблюдении некоторых условий воспользоваться вторым вариантом может оказаться выгоднее — по крайней мере в некоторых регионах.

Не только для бедных

Тем не менее, кроме более низкой цены и большей независимости, есть и другие преимущества, благодаря которым многие люди (даже состоятельные) предпочитают именно аренду жилплощади. Например, в быстро растущих в популярности коливингах.

Они представляют собой что-то среднее между коворкингом и жильем. Самое главное, без чего не обходится ни один коливинг, — общее рабочее пространство (часто их может быть несколько). Решение бытовых вопросов (ремонт, уборка и т.д.) возложено на плечи менеджеров. Они также отвечают за организацию различных мероприятий, как внутри коливинга — например, тренингов и лекций, — так и за его пределами — например, экскурсий.

Преимуществом коливингов является то, что в них обычно проживают люди, связанные общими интересами: например, программисты, музыканты, веб-разработчики. Таким образом, человек постоянно вращается в кругу единомышленников.

В остальном коливинги могут заметно отличаться друг от друга. Например, по сроку, на который можно заселяться, или по удобствам и, соответственно, цене. Существуют бюджетные варианты для студентов, где у каждого есть своя комната, а санузел, кухня и столовая — общие. Есть и более дорогое жилье, где к услугам резидентов предоставляются залы для фитнеса и йоги, кинотеатры, бары, бассейны, кафе, а личное пространство для проживания представляет собой современно и дорого обставленные квартиры.

Интересный пример совместного проживания — кохаузинг (от англ. house — «дом») для молодых семей — демонстрирует Дания. Каждая ячейка общества селится в отдельном доме, но пользуется общей инфраструктурой и общественными пространствами, созданными с учетом нужд молодых семей.

Фото: freepik.com

Быть в тренде на эко

Совместное использование жилплощади, как, впрочем, и других ресурсов, зачастую оказывается более приемлемым с экологической точки зрения. Например, если вы проводите на даче часть лета, вам не обязательно строить или покупать свою собственную — можно снимать ее по очереди с другими людьми, экономя тем самым ресурсы, которые в противном случае были бы потрачены на строительство, и сокращая свое негативное воздействие на окружающую среду. Вот еще один пример. Согласно исследованию Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2016 году во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, хозяева квартир, зарегистрированные на Airbnb (одной из самых популярных онлайн-площадок для аренды жилья), приняли число туристов, эквивалентное постояльцам 257 отелей, благодаря чему город избежал строительства новых объектов.

Более высокая сознательность молодежи, в том числе экологическая, по сравнению с представителями предшествующих поколений является одной из причин снижения популярности покупки квадратных метров.

Все большую роль в понятии успеха играют не приобретенные блага, такие как недвижимость и автомобили, а личностное развитие, новый опыт, новые впечатления.

Свой отпечаток накладывает Instagram-культура: количество подписчиков в соцсетях играет все большую роль (в том числе и в смысле финансов, поскольку такую популярность можно монетизировать). В этом плане недорогая однушка на окраине сильно проигрывает — с точки зрения интересных событий и необычного жизненного опыта.

Автор

Всеволод Левченко