Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов рассказал Plus-one.ru об успехах и проблемах интеграции в общество людей с нарушениями слуха и зрения
Фонду «Со-единение» исполняется пять лет. Каков главный итог вашей деятельности на сегодня?
Наверное, главное, чего нам удалось добиться, — это изменение отношения к слепоглухим людям. На старте нашей деятельности мало кто знал об этой категории людей. Не было такого понятия и в нормативной базе.
То, что происходит сейчас, сами слепоглухие называют «маленькой революцией» в их мире. Многие из этих людей вышли из изоляции, не боятся вести диалог с властью под флагом фонда и т. п. С прошлого года у них есть для этого собственный инструмент — Ассоциация «Со-гласие». Ее цель — воспитание активистов среди слепоглухих и их родственников, людей, способных защищать свои права, реализовывать социальные проекты, уйти от философии иждивенчества.
А если говорить о практических результатах?
Очень важно, что в нашу работу по построению системы помощи слепоглухим включилось государство. Их интересы учитываются в приказах и постановлениях. С прошлого года, впервые за много лет, начались закупки брайлевских дисплеев (устройства, которые отображают текстовую информацию в виде шеститочечных символов азбуки Брайля для слепых. — Прим. +1) и было увеличено количество часов сопровождения. В регионах появляются кабинеты помощи слепоглухим детям, вместе с нами готовится целая сеть педагогов на местах.
Еще мы активно работали с изобретателями, помогая им создавать устройства и выводить их на рынок. Сегодня с десяток российских разработок — от умных тростей до кохлеарных имплантов отечественной сборки — дошли до стадии массового производства. Теперь они доступны в России и пользуются спросом за рубежом.
Сегодня мы одни из самых активных участников Всемирной ассоциации слепоглухих: выпускаем книги, организуем совместные образовательные программы и гастроли наших инклюзивных спектаклей. Они с успехом прошли не только в Москве и регионах, но и на лучших площадках Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Там мы учим наших европейских коллег тому, как работать со слепоглухими в театре.
Раз уж зашла речь о театре, расскажите, почему вы выбрали такой сложный для слепоглухих людей способ рассказать о своих проблемах, включиться в общество?
Язык театра — это самый простой и доступный способ донести до людей информацию о слепоглухих. Когда в 2014 году мы с Евгением Мироновым обсуждали эту тему, то казалось, что это будет очень крутой и одновременно легкий для восприятия публикой пиар-проект.
Так возник «Инклюзион», который в итоге стал самостоятельным направлением в нашей деятельности, методическим центром по продвижению социального театра. Сегодня в его репертуаре семь спектаклей, самые известные из них — «Прикасаемые», «Гроза — среда обитания» по мотивам пьесы Александра Островского. Еще у нас есть пять театральных школ в регионах, где занимаются не только слепоглухие, но и люди с другими особенностями. Для них это не только возможность заниматься творчеством, но и элемент реабилитации и арт-терапии. Многие после обучения в театральных школах стали увереннее, свободнее и четче говорить, вести активный образ жизни.
Довольно много накопилось историй создания семей. Мы уже смеемся и говорим, что пора открывать при фонде службу знакомств.
То есть театр — это еще и место, где можно знакомиться и общаться с другими людьми?
Конечно. И очень часто слепоглухие люди на разных наших программах находят друг друга, влюбляются, женятся. В общем, живут обычной человеческой жизнью. Для этого, кстати, мы затеяли сразу несколько проектов сопровождаемого проживания, — чтобы вытащить людей из интернатов, научить их самостоятельности. Сегодня это Тихий дом и Дом слепоглухих в Пучково (Новая Москва), а также совместный проект с Минсоцразвития Московской области в Люберцах, где у нас работают две учебные квартиры.
А есть примеры слепоглухих, которые смогли таким образом изменить свою жизнь, адаптироваться в мире обычных людей?
Есть такой молодой человек — Алексей Горелов. Он долгое время стоял на штамповке на заводе в Люберцах, изготавливал оборудование для лифтов. Потом, когда зрение совсем упало, уже не смог работать, пришлось уволиться. Случайно попал в нашу театральную студию. Сегодня Леша играет главные роли, много путешествует, готовится к Паралимпийским играм, он стал первым в России слепоглухим, который участвует в триатлоне. Он даже выглядит теперь по-другому — у человека проснулся интерес к жизни.
Григорий Ульянов из Челябинска почти 20 лет ничего не видел, ориентировался лишь по слуху с помощью слуховых аппаратов. В 2017 году мы впервые привезли в Россию технологию глазного имплантирования. Григорий и его землячка Антонина стали первыми, кому бионический глаз вернул зрение. К сожалению, в силу бюрократических проволочек на ближайшие пять лет производители глазных имплантов ушли с российского рынка. Будем искать и создавать другие технологии.
Расскажите про идею фонда организовать перепись слепоглухих людей.
Перепись мы начали еще в 2014 году, потому что на руках не было никакой статистики, — ни о количестве этих людей, ни об их реальных потребностях. Для каждого, кто попадает в базу, разрабатывается индивидуальная траектория развития, в рамках которой ему предлагаются разные продукты и услуги фонда. База регулярно обновляется, в том числе в обязательном порядке где-то треть ее ежегодно прозваниваем, уточняем информацию.
А кто может пользоваться этой базой, и с какой целью?
Наша база — обширное поле для исследований. Анализ данных позволяет увидеть тренды в разных возрастных группах, составить портрет современных слепоглухих, оценить их навыки, способы коммуникации, учесть другие факторы. В этом году мы участвуем в европейском исследовании, направленном на выявление количества слепоглухих и их жизненного статуса, — и база тут, несомненно, в помощь.
Мы планируем сделать базу ресурсом для Ассоциации «Со-гласие» и построения ее работы в регионах. Уже сейчас с ее помощью организуется работа 40 наших досуговых центров и более 30 отделений Сообщества семей слепоглухих. За пять лет нам удалось создать организацию, даже созвездие организаций, занимающихся комплексной помощью и слепоглухим, и их родственникам, и тем специалистам, которые с ними работают. Аналогов таких фондов в этой сфере в мире нет, — и это предмет, наверное, для национальной гордости в какой-то степени.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Василий Аут