Исследование проводил инклюзивный проект Everland
Инклюзивный проект Everland, оказывающий содействие в трудоустройстве специалистов с разными формами инвалидности, провел исследование DisQuestion, посвященное анализу доступности рынка потребительских услуг для людей с инвалидностью.
«Задача исследования заключалась в том, чтобы посмотреть на реальную ситуацию с доступностью услуг — каждый день участники нашей команды, среди которых люди с ДЦП, сложностями передвижения, слепотой или ограничениями по слуху, сталкиваются с ситуациями, в которых они не могут воспользоваться простыми, но критичными для них опциями», — отметила руководитель Everland Елена Мартынова.
Она добавила, что сложности при получении услуг могут возникать из-за недостатка коммуникации между их поставщиками и людьми с инвалидностью. Как пояснила Мартынова, представители сферы услуг могут не знать, что действительно нужно этой аудитории для качественного сервиса.
«Зачастую дело не в огромных инвестициях, а в тонкой настройке и создании универсального дизайна. В нашей стране порядка 13 млн людей с инвалидностью. Мы хотели бы, чтобы бизнес увидел этих клиентов», — сказала Мартынова.
В рамках исследования DisQuestion проводилась комплексная экспертная оценка 6 сфер, в которой приняли участие 27 экспертов из фондов «Со-единение» (поддержка слепоглухих), АНО «Белая трость» (помощь незрячим людям), Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, компаний Oriense (производитель систем технического зрения для слепых и слабовидящих) и Everland. Оценка проводилась людьми, имеющими разные формы инвалидности. Учитывались различные требования к обеспечению доступности онлайн или офлайн среды.
Так, среди российских банков наиболее удобным для людей с инвалидностью был назван «Тинькофф Банк». Общая доступность услуг российских банков для людей с инвалидностью была оценена на 4 балла из 5. Самым доступным бесплатным пляжем для отдыха людей с инвалидностью в категории «Туризм» эксперты назвали пляж Центра профессиональной реабилитации инвалидов в Крыму. Сфера туризма получила общую оценку 4 балла. В категории «Продуктовые магазины» лидером стал «ВкусВилл». Категория была оценена на 4 балла.
Одной из наиболее проблематичных сфер эксперты обозначили «Жилье и инфраструктуру». Лидеры выбраны не были. Основными проблемами эксперты назвали узкие проемы в дверях старого фонда, отсутствие пандусов и лифтов или регулярные перебои в их работе. Жилье и инфраструктуру эксперты оценили на 2 балла. В категории «Доступность услуг кафе и ресторанов» респонденты также не выделили отдельных лидеров, но оценили сферу кафе и ресторанов на 4 балла.
Категория «Мобильная связь» была отмечена четырьмя баллами. Лидером в обеспечении доступности услуг мобильной связи для людей с инвалидностью был назван ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»).
«Исследование является для нас шансом в рамках экспертного сообщества понять, какие запросы есть у общества в области поддержки людей с инвалидностью, что необходимо поменять в системе сервисной и технологической поддержки, чтобы с помощью мобильных услуг системно решать существующие проблемы и внедрять ассистивные технологии мирового класса», — отметила руководитель проектов социальной ответственности ПАО «ВымпелКом» Евгения Чистова.
Ранее компания запустила ряд специализированных решений для людей с инвалидностью по слуху и зрению, которые были разработаны при их непосредственном участии. В частности «Билайн» запустил специальную тарифную опцию «Со-общение», сервис удаленного перевода жестового языка «Облачный сурдопереводчик», а также пилотное решение «Перчатка Брайля» — современное коммуникационное устройство и приложение, позволяющее слепоглухим людям и людям с нарушениями речи общаться в режиме реального времени со своими родными и близкими.