Российская телекоммуника­ци­он­ная компания соберет подарки согласно пожеланиям сирот

По мнению психологов, детям, оставшимся без родителей, знания и навыки важней игрушек и сладостей

Российская телекоммуникационная компания «Ростелеком» в декабре проведет среди своих сотрудников акцию по сбору подарков для воспитанников региональных детских домов и интернатов. Участники волонтерского проекта «Стань Дедом Морозом» соберут новогодние презенты в офисах организации по всей стране, после чего направят их адресатам. Об этом «+1» рассказали в пресс-службе организации.

В интранете (внутренняя корпоративная сеть организации) компании существует раздел «Стань Дедом Морозом». В нем сотрудники видят список детей из подшефных детских учреждений вместе с информацией о том, какой подарок ребенок мечтает получить: спортивный инвентарь, гаджеты, наборы для творчества, игрушки, обувь, одежду. Волонтеры выбирают, кому сделать новогодний подарок, после чего напротив имени выбранного ребенка ставят отметку «я подарю!». В компании говорят, что пожелания детей «разбираются» среди коллег в считанные дни.

Акция «Стань Дедом Морозом» проводится седьмой год. В 2016 г. около 1800 детей из 38 детских домов в 34 городах России получили персонализированные новогодние подарки от сотрудников «Ростелекома». Второй год подряд в рамках этой же ежегодной акции в офисах компании в Москве и Московской области также собирают праздничные наборы для одиноких стариков, проживающих в нескольких домах-интернатах Тверской и Рязанской областей.

Эксперты рекомендуют

В преддверии Нового Года и Рождества многие компании организуют среди сотрудников сбор подарков и поездки в детские дома, для того, чтобы поздравить с праздником своих подопечных. Однако эксперты из некоммерческих организаций и детские психологи считают, что такая практика хоть и выглядит красиво в глазах благотворителей, в реальности может сослужить детям «медвежью услугу»: привыкнув к лавине подарков, полученных без малейшего усилия, детдомовцы приучаются к иждивенчеству.

«Я не утверждаю, что подарки — это плохо и их быть не должно. Но, для того, чтобы подарок имел эмоциональную, а еще лучше, воспитательную нагрузку, он должен иметь ценность в глазах получателя, быть уникальным, редким, нужным, желанным, — считает психолог Андрей Коротков из фонда „Здесь и сейчас“. — К сожалению, воспитанники, проживая в особенной замкнутой среде, привыкли получать стандартные подарки, причем в огромных количествах. Уровень подарков особенно зашкаливает в праздничные дни. В этих условиях получаемый подарок обесценивается, либо, что еще хуже, переходит в разряд платежных средств, когда подарок принимается для того, чтобы но на него можно что-нибудь выменять».

Однако в среде НКО все чаще звучит мнение, что от традиционных подарков следует отказаться в пользу системной помощи, например, культурных и образовательных программ, профессиональной ориентации. Такая помощь не только повышает качество жизни детей, но и может изменить их судьбу в будущем.

«Чтобы сделать праздник, необязательно дарить только подарки, которые часто продают, чтобы купить сигареты и алкоголь. Можно подарить навык и научить делать что-то, что пригодится в будущем, например, провести кулинарный мастер-класс. Можно подарить билеты на праздничное шоу или в театр и на познавательные экскурсионные поездки», — считает психолог Ольга Цыганова.

Так, например, бренд «Добрый» в рамках проекта «Растим добро» проводит для воспитанников детдомов мероприятия по профориентации подключая к ним другие компании, которые проводят мастер-классы для детей и приглашают их на практику. Корпоративные волонтеры «Доброго» предлагают им то, чего сильнее всего не хватает сиротам в закрытых учреждениях — наставничество и регулярное живое общение. Наставничеством занимаются и компании-партнеры организации «Игры будущего», которая, в том числе, занимается социализацией детей-сирот. Помощь долгосрочным проектам сегодня считается наиболее современной и предпочтительной.

«Намного лучше пожертвовать сумму, эквивалентную затратам на подарки, фондам, которые занимаются решением проблем детских домов системно, чем выкидывать деньги на ветер и оставлять ребенка таким же покинутым и никому ненужным», — подчеркивает Елена Альшанская, директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».