Бизнес-гиганты снова преобладают на рынке, отмечают эксперты
В США, на родине стартапов, заговорили о конце «золотой эры» IT-предпринимательства. И пока все крупные города мира соревнуются за право стать главным стартап-хабом планеты, в Кремниевой долине Сан-Франциско фиксируют новые тренды. Американские аналитики полагают, что идеи изобрести новый Facebook или Uber или открыть в каждом мегаполисе крупный стартап-инкубатор, сравнимый с легендарным венчурным фондом Y Combinator (основан в 2005 г. Полом Грэмом), устарели. О тенденциях развития современного бизнеса рассуждает портал TechCrunch.
Считается, что попасть в бизнес-акселератор Y Combinator было чуть ли не труднее, чем в поступить в Гарвардский университет. В 2012 г. его прославили имена выпускников — Airbnb, Dropbox и Stripe, которые выросли в успешных бизнес-гигантов. Однако спустя пять лет ничего не изменилось, и новых прорывов в списке стартап-побед так и не прибавилось.
Бум развития интернета в 1997-2006 гг. позволил развиться таким компаниям, как Amazon, Facebook, Google, Salesforce, Airbnb. Эти сетевые гиганты появились потому, что интернет был новинкой и в тот момент, у множества подростков был шанс разработать сайт в гараже или своей детской, раскрутить его в масштабах всей планеты и заработать на нем миллионы долларов. Бум эволюции смартфонов в 2007-2016 гг. создал точно такие же условия для роста рынка мобильных приложений, и в мире появились такие компании, как Uber, Lyft, Snap, WhatsApp, Instagram, Twitter и другие.
«Маятник дошел до своего пика и уже начал падение. В следующем десятилетии рынок снова будет за крупными игроками, ведь сегодняшние выпускники больше мечтают работать на Марка Цукерберга (один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook), чем пойти по его стопам», — считает разработчик программного обеспечения и писатель Джон Эванс.
Как отмечают эксперты, сетевая и мобильная революция уже состоялась, люди пресытились интернет-новинками, теперь их трудно удивить. Вот почему шансы изобрести в гараже какое-то приложение, которое завоюет мир, стремительно тают.
Более того, в ближайшее время такой всплеск IT-открытий вряд ли возможен. Пространство сети занято и освоено большими компаниями, и все новейшие технологии сегодня — это сложные и дорогие разработки. Поэтому и представляют их чаще всего не любители-энтузиасты, а масштабные предприятия с внушительным капиталом.
«Закономерно, что семена дали свои плоды. И не случайно Alphabet, Amazon, Apple, Facebook, and Microsoft выросли из просто «пятерки крупных технических компаний» в «пять наиболее ценных публичных компаний мира, — заявляет Джон Эванс. — Именно им и принадлежит будущее, и, в меньшей степени, их второму эшелону».
Принято считать, что следующая волна технологического развития поднимется на базе виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, дронов, криптовалют, автомобилей без водителя и интернета вещей. Однако, хотя все эти разработки безусловно важны, их не так легко реализовать в одиночку, в формате стартапа, как это было с интернетом и смартфонами.
Так, для создания искусственного интеллекта безусловно нужен талант, но он будет бесполезен без огромного количества данных. Все эти данные находятся в распоряжении у крупных американских IT-компаний и их китайских конкурентов, таких как Tencent, Alibaba и Baidu. Создание высокотехнологичной электроники, такой как дроны, роботы, автомобили без водителя и устройства из области интернета вещей, требует длительного и дорогого процесса прототипирования. Еще дороже обходится вывод таких инноваций на рынок и совсем уж гигантских затрат требует запуск масштабных продаж.
Технологии виртуальной и дополненной реальности, если верить прогнозам, уже перешагнули пик ускорения своего развития, и теперь перед разработчиками стоит как проблема дорогостоящего аппаратного решения, так и нехватка сложнейшего программного обеспечения. Magic Leap собрала почти $2 млрд, но пока так и не представила свой продукт на рынке. А тем временем HoloLens компании Microsoft, новинки от Google и набор дополненной реальности от Apple успешно продолжают существующие платформы.
Что же касается криптовалют, то они не добавляют стоимости стартапам, а увеличивают ценность самой валюты и децентрализованной экономической системы. Рыночная капитализация Bitcoin значительно превышает начальную рыночную загрузку на его основе. То же самое справедливо и для Ethereum.
Вот почему большинству стартапов сейчас остается надеяться лишь на то, что их поглотит более крупная компания. и чем сильнее будут развиваться высокотехнологичные титаны, тем тяжелее придется стартапам. Amazon и Google уже сейчас пользуются таким влиянием на рынке, что некоторые призывают ввести для них некое регулирование. Поэтому, как предупреждают аналитики, в ближайшие 5-6 лет именно глобальные компании будут диктовать правила игры на IT-рынке. А молодым, видимо, придется ждать, пока маятник не качнется в другую сторону.
В России стартапы в тренде
Российские эксперты с мнением своих американских коллег не согласны. Как рассказал «+1» руководитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дмитрий Калаев, паника по поводу заката эры IT-предпринимательства преждевременна.
«Всегда из 100% проектов, на которых зарабатывали инвесторы и основатели, 90% компаний не выходили на IPO, а покупались более крупными игроками, — объясняет свою позицию Калаев. — Если вы посмотрите на так называемые „компании-единороги“ (имеются в виду стартапы с капитализацией более $1 млрд еще до IPO), то за последние годы их стало больше в разы. Только за этот год в „клуб единорогов“ добавилось более 50 новых компаний, а всего их сегодня более 200».
Однако эксперт признает, что оптимизм основателей стартапов несколько поубавился, потому что соотношение риски-деньги гораздо интереснее не при создании своей компании, а в случае присоединения к быстро растущему стартапу в числе 200-400 сотрудников. «В такой компании уже минимальные риски полного дефолта, но еще продолжают достаточно активно предоставлять опционы, — рассказывает инвестор. — Если компания будет оценена в $10-20 млрд при выходе на IPO, то такой сотрудник заработает несколько миллионов в дополнение к своей основной хорошей зарплате.
Одновременно с этим Facebook, Google, Salesforce и остальные лидеры сделали выводы из падения гигантов типа Yahoo, MySpace, Nokia, BlackBerry и других. Один из выводов — активнее смотреть на новые стартапы, если они похожи на конкурентов или на усиливающих ваш продукт, и покупать, не дожидаясь пока они станут очень большими».
Сейчас M&A (слияния и поглощения) и инвестиционные подразделения SalesForce или Google покупают и инвестируют более чем в 50 компаний в год, то есть каждая компания-гигант делает покупку стартапов почти каждую неделю, отмечают эксперты. И это обстоятельство осложняет появление новых крупных компаний. Но в России эта тенденция все еще менее заметна, так как компаний «единорогов» нет, а скорость покупки игроками на отечественном рынке — 3-5 сделок в год.
«Любой стартап из России рано или поздно оказывается в конкуренции с глобальными компаниями и на него начинают влиять изменения на мировом рынке, — считает Калаев. — Стоит отметить, что для серьезного венчурного инвестора просто российского рынка не существует. Каждая инвестиция рассматривается в перспективе мирового рынка».
Из ближайших трендов, где возможны быстрые прорывы и построение очень крупных компаний, российские эксперты делают ставку на криптовалюты, в том числе благодаря отсутствию регулирования, и развитие искусственного интеллекта. Для последнего направления, по мнению специалистов, требуется хорошая математическая база, которая есть у значительного количества российских разработчиков.