Основатель международной организации «Милосердие для животных» (Mercy For Animals), Натан Ранкл запустил некоммерческую кампанию «Институт хорошей еды» (The Good Food Institute). Натан собирает предпринимателей, ученых, инвесторов, создающих альтернативу продуктам питания животного происхождения. Такая еда по пищевым свойствам и вкусу не уступает «настоящей», а ее производство поддерживает принципы устойчивого развития своей отрасли. О семи найденных зоозащитником стартапах, которые могут произвести революции в питании, пишет GreenBiz.
Impossible Burger подается с котлетой, сделанной не из говядины, а из белков картошки и пшеницы. Блюдо содержит на 25% больше белка, чем обычный бургер. Жир мяса имитирует кокосовое масло, а похожий вкус достигается за счет гема — компонента гемоглобина, красного кровяного пигмента. Отсюда и цвет, как у настоящей котлеты. Кроме того, производство Impossible Burger требует на 95% меньше площадей земли, на 74% — воды, а также сокращает парниковые выбросы на 87%. В нем не используются гормоны, антибиотики или искусственные ингредиенты.
Компания Memphis Meats, основанная в 2015 году, выращивает свой продукт из клеток в лабораторных условиях. Фактически, это и есть мясо, но ради него не убили ни одного животного. Оно гарантированно не содержит кишечной палочки, сальмонеллы или гормонов роста — все, чем порой грешит сельскохозяйственная продукция. Компания рассчитывает к 2019 году выйти на широкий рынок.
Hampton Creek — настоящая исследовательская лаборатория. Компания изучает молекулярную структуру чуть ли не всех земных растений. По подсчетам специалистов, почти 92% подходящих для производства пищи растительных белков не изучены. Первым продуктом без использования животных ингредиентов был майонез — он стал визитной карточкой стартапа, который получил неформальное название Just Mayo (от «mayo» —разговорного «майонез»). Сейчас в линейке компании более 40 продуктов заводского производства. А в планах на 2018 год — начать продажи «чистого мяса».
Miyoko’s Kitchen взяла за основу своего «сыра» орешки кешью. Их измельчают в тяжелый крем, затем подвергают обработке, позволяющей добиться соответствующей текстуры и вкуса. Журнал Food&Wine сообщил, что продукт отлично имитирует «настоящий сыр». С прошлого года стартап вышел на рынок с продажей масла. Спрос на его «молочную» продукцию растет.
Perfect Day Foods производит молочные продукты по технологии ферментации для выращивания молочных белков из специально подготовленных для этого дрожжей. Получается молоко «неживого» происхождения. В нем нет лактозы и холестерина, но есть белки, жиры, витамины и минералы, как в настоящем. В искусственном продукте не размножаются бактерии, поэтому пастеризация и охлаждение не требуются. Пока у компании есть только молоко, но в будущем она рассчитывает делать из него сливки, сыр, йогурты.
Компания Clara Foods поддерживает опасения, что мир не прокормит 7 млрд человек населения Земли и взялась найти замену яичным белкам. Здесь создают биоидентичный продукт на основе ферментации, то есть без ущерба животным или окружающей среде, с использованием меньшего количества воды и почвы. В нем не будет вредных патогенов, которые можно обнаружить в курином яйце. Выйти на рынок стартап планирует к 2019 году.
Beyond Meat — уже не стартап, а вполне крупная и знаменитая компания. Она первой в мире занялась поисками растительной альтернативы бургерам. Beyond Meat предлагает котлету из растительных компонентов. В ней больше белка, железа, меньше жира, нет вредных насыщенных жиров, холестерина и даже чуть больше калорий. Котлета не содержит сою, которую не любят мясоеды, и глютен, которого боятся худеющие. Продукты Beyond Meat уже продаются в сотнях магазинов и кафе Америки.
В развитие компаний Beyond Meat, Memphis Meats и Hampton Creek инвестировал создатель Microsoft Билл Гейтс, посчитав их стоящими и перспективными. Он уверен, что уже через 30 лет люди откажутся от настоящего мяса в пользу «чистого» или растительного. Схожих позиций придерживается миллиардер Ричард Брэнсон — он тоже инвестировал в Memphis Meats. К ним присоединился американский агропромышленный гигант — корпорация Cargill Inc. Всего Memphis Meats получил $17 млрд.
Это говорит о том, что заграничные компании, взявшиеся за производство альтернативных продуктов, уже переросли период первых идей и начали серьезно конкурировать между собой за выход на большой рынок.
Говорить о подобных тенденциях и о крупных инвестициях в альтернативные направления пищевой отрасли в нашей стране пока нельзя. По словам экспертов, в ближайшие 10 лет перевеса в сторону искусственного мяса на рынке России не произойдет. Индустрия «чистого» питания и этичного бизнеса в целом остается узко сегментированным направлением.
Отдельные инициаторы живут за счет частных инвесторов и поддержки незначительного числа сторонников. Веганмаркеты, магазины и кафе, предлагающие растительные и альтернативные продукты —пока еще удел малого бизнеса и довольно тяжело выживают на рынке.
Сознательный отказ от животных продуктов и переход на их альтернативы остается выбором небольшого процента населения страны. По данным SuperJob, в 2014 году примерно 4% из опрошенных россиян зачислили себя в ряды вегетарианцев. Однако представители эко-бизнеса рассказывают, что в целом интерес к этичному предпринимательству, а также к правильному (в том числе растительному) питанию не только сохраняется, но и растет.
Автор
Елена Матвеева