Кто такие «молодые пожилые»?

Социальная интеграция людей старшего возраста выходит из сектора нишевой благотворительности: пожилая аудитория становится привлекательной в качестве потенциального потребителя ориентированных на нее бизнес-продуктов и услуг. О том, как в Impact Hub Moscow разрабатывают стратегии помощи пожилым в трудоустройстве, образовании и досуге, привлекая партнеров из крупного бизнеса и государства, +1 поговорил с Татьяной Дроздовой — основателем проектной лаборатории Young Old и экспертом программы beyond (un)employment. Программа проходит при поддержке Фонда им. Роберта Боша, ее задача — поиск решений в сфере трудоустройства и социализации уязвимых групп граждан. Целевая группа в Москве — люди старше 50 лет.

— Как, на ваш взгляд, воспринимают людей третьего возраста у нас в стране? Легко ли сегодня быть пожилым?

— В России 25 % населения — это пенсионеры. Сегодня этот сегмент становится все более значимым, как для бизнеса, так и для государства. В обществе зачастую декларируется, что люди старшего возраста обладают каким-то особым опытом и знаниями — об этом очень любят говорить. Однако, подспудно, им коммуницируют как раз обратное: вам пора на покой и хватит уже работать. Получается полный диссонанс и шизофрения. И для людей жить в ситуации такого «двойного послания» может быть очень болезненно.

— Но это действительно факт — пенсионеру очень сложно найти работу, даже если он полон сил и еще совсем «молодой пожилой»...

— Дело в том, что в компаниях довольно много стереотипов про сотрудников старшего возраста: они не способны учиться, узнавать новое, не могут хорошо работать. Но на самом деле — это не совсем так. По статистике, молодой специалист меняет работу раз в три года, в то время как зрелый человек — более надежный сотрудник, и вероятность того, что он уйдет через пару-тройку лет намного ниже. Но почему-то компании парадоксальным образом предпочитают инвестировать в молодых. Сохранить людей старшего возраста на своих рабочих местах выгодно и государству — чем больше пенсионеров продолжат трудиться, тем меньше будет нагрузка на общество.

— Можно ли как-то повлиять на процессы, чтобы преодолеть или хотя бы снизить безработицу среди людей старшего возраста?

— Этой проблемой в Impact Hub занимаются в рамках проекта beyond (un)employment. На первом этапе мы провели большое исследование: общались с другими экспертами, которые расширяли наше видение, с социологами, с людьми, которые изучают рынок труда. Проводили глубинные интервью с целевой аудиторией — людьми старшего возраста, которые столкнулись с проблемой трудоустройства. Сейчас мы переходим к стадии поиска решений. По нашим расчетам, на это уйдет несколько месяцев.

— А какие-то образовательные программы для пожилых — нужны ли они в принципе людям на этом этапе жизни?

— Я думаю, что обязательно нужны. Людям старшего возраста необходимо выстраивать личную жизненную стратегию, своеобразную «навигацию» пенсионного возраста. И для этого им нужно иметь соответствующие инструменты и представления о том, какие есть варианты подобных стратегий. Такие компетенции могут дать как локальные культурные события и edutainment (игровое обучение. — Прим. ред.), так и специальные программы в рамках вузов или даже отдельные учебные заведения для третьего возраста. Сейчас эта ниша абсолютно пустая.

Например, команда Young Old разработала для Сбербанка и Masterсard онлайн-курсы для старшего поколения, своеого рода «coursera для пожилых» — платформу «Активный возраст». Уже вышло шесть пилотных курсов про стратегии успешной старости и отношений в семье, профессиональную самореализацию и активную социальную жизнь. Последний курс мы посвятили доказательной медицине, ответственной позиции пациента и актуальным проблемам здоровья, с которыми может столкнуться пожилой человек. Ну и конечно, мы не смогли обойти вниманием такую привлекательную тему для старшего возраста, как дача. Мы подошли к ней с точки зрения эстетики и красоты и сделали курс про то, как разбить красивый сад на своем участке.

— Если уйти от «проблем» третьего возраста, в чем, на ваш взгляд, заключается главная роль людей старшего поколения в современном обществе? Какие глобальные смыслы они могут транслировать тем, кто приходит им на смену?

— Важный смысл старшего возраста для общества заключается в том, что зрелые люди хотят быть полезными, хотят отдавать. Исследования показывают взаимосвязь возраста и своеобразного общественного альтруизма — такой абстрактной ориентированности на благо социума, которая зачастую при отсутствии конкретных инструментов реализации превращается, скорее, в мечтательность и стремление без конкретного воплощения. Но я уверена, что в этом есть огромный потенциал конструктивной гражданской активности, общественных инициатив и улучшения городской среды. Еще один важный смысл старшего поколения — роль «собирателя» семьи. Сплоченная семья — очень большой ресурс как для отдельного человека, так и для общества в целом.

— Почему наше общество не готово этот потенциал использовать? Ни государство ни крупный бизнес не ведут масштабных кампаний по ре-интеграции пожилых людей, пока есть только отдельно взятые проекты.

— Мне кажется дело в том, что в России продолжительность жизни хоть и растет, но не так быстро, как в Европе и в Азии. Поэтому мы относительно недавно столкнулись с проблемой старения населения и его ре-интеграции. Задача стала масштабной и актуальной недавно, и мы пока не знаем, как с ней справляться. Однако, я думаю, ситуация будет улучшаться естественным образом, когда бизнес, государство увидят в старшем возрасте важнейший сегмент. Пожилые люди — это растущая аудитория в России, и, по прогнозам Росстата, она будет увеличиваться в среднем на полмиллиона человек каждый год.

Бизнес начинает интересоваться этим сегментом как потенциальными потребителями и hr-ресурсом. Уже идут инвестиции в налаживание коммуникации и в работу над своим hr-брендом для сегмента. Очень показателен в этом плане пример Сбербанка, чьи бизнес-интересы связаны с активным клиентом-пенсионером, который продолжает работать, долго и активно живет. Здесь интересы команды Young Old, как социальных предпринимателей, совпадают с бизнес-интересами наших партнеров.

Беседовала

Дарья Кузнецова