В январе правительство РФ разрешило сократить расстояние от аэропортов до свалок в два раза. До 1 сентября 2024 года компании, управляющие мусорными полигонами, обязаны провести «орнитологические исследования», подтверждающие, что отходы не привлекают птиц. Они угрожают полетам, поэтому операторы крупнейших аэропортов просят Генпрокуратуру вмешаться в ситуацию.
Последствия размещения свалок вблизи аэродромов могут быть катастрофическими из-за птиц, которые обычно скапливаются на кучах бытового мусора, считают эксперты авиаотрасли. Международная ассоциация аэропортов (МАА) обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой вмешаться и приостановить действие постановление правительства о сокращении расстояния между мусорными полигонами и аэродромами. Речь идет о поправках к действующему положению о приаэродромных территориях (постановление № 1460), сообщает «Коммерсантъ».
«По сути, легитимизируется практика по размещению мусорных свалок в районе аэропортов», — сообщается в обращении МАА.
Постановление было принято 24 января 2023 года. В соответствии с документом, изменяются границы так называемой шестой подзоны приаэродромных территорий. Ранее в такой подзоне запрещалось размещать объекты, способствующие массовому скоплению птиц, включая свалки. В новом постановлении все собственники мусорных полигонов должны до 1 сентября 2024 года провести за свой счет «орнитологическое исследование», чтобы выяснить, привлекают ли эти объекты птиц. Минприроды поручено контролировать порядок и сроки исследований.
Если орнитологи дадут заключение, что свалка защищена, то объект продолжит работу. Если нет, то в течение полугода владелец мусорного полигона должен принять меры по увеличению защиты от птиц и после этого провести новое исследование. Вторая проверка будет решающей в судьбе свалки: если исследователи признают ее незащищенной от птиц, собственник должен снести или реконструировать объект.
В прежней редакции постановления граница шестой подзоны проходила в 15 км от территории аэродрома. В поправках это расстояние сокращается до 7,5 км при условии, что аэропорт оборудован автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания птиц. Если же авиакомплекс относится к объектам «закрытого типа, не допускающим доступа птиц» или оборудован более простой системой отпугивания, то граница устанавливается на расстоянии 10 км. Более конкретных характеристик оборудования по отпугиванию пернатых в постановлении не приводится. Хотя там перечислены все доступные методы: ракетницы, чучела, трещотки, лазеры и радиоэлектронные установки.
В московских аэропортах Шереметьево, Внуково и Домодедово поддержали обращение МАА в Генпрокуратуру. Согласно статистике Росавиации, в 2022 году в России произошло 941 столкновение самолетов с птицами, из них 809 — с апреля по октябрь. Для сравнения: в 2019 году таких инцидентов было 1,3 тыс.
Ранее Рlus-one.ru рассказывал, что в аэропорту Амстердама взлетные полосы от птиц оберегают свиньи. А в токийском аэропорту Нарита была закрыта взлетная полоса из-за поселившийся неподалеку черепахи.
В августе прошлого года специалисты холдинга «Росэлектроника», входящего в государственную корпорацию «Ростех», сообщили о создании системы Orni. Она предназначена для защиты пассажирских самолетов от птиц. Изобретение было опробовано в петербургском аэропорту Пулково. Orni может отслеживать одновременно полет сотни пернатых в радиусе 21 километра. Биоакустические излучатели и другие устройства системы отпугивают птиц, не создавая помехи работе аэропорта и самолетов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Юлия Иванова