Геологи обнаружили перемены во вращении твердого ядра Земли

Китайские ученые нашли новые причины колебания длины суток и климатических аномалий. В ходе многолетних сейсмических наблюдений исследователи выяснили, что скорость и направление вращения твердого ядра Земли периодически меняются.

Эксперты из Пекинского университета с 1960-х годов следили за состоянием планеты с помощью сейсмических станций на Аляске, в Казахстане, Индонезии, на Курильских островах в Тихом океане и Южных Сандвичевых островах в Атлантическом океане. Как оказалось, скорость и направление вращения твердого ядра Земли колеблются с интервалом 60-70 лет. Об этом ученые рассказали в журнале Nature Geoscience.

По предварительным оценкам геологов, за последние 70 лет были периоды, когда вращение ядра почти полностью останавливалось. Предположительно в последний раз это произошло в конце 2000-х годов. Описанные изменения совпали с ослаблением магнитного поля Земли, колебаниями в длине суток, а также с некоторыми климатическими изменениями. Китайские геологи планируют и дальше изучать характер вращения планетарного ядра.

Земля состоит из покрывающей ее твердой коры, под которой находится полужидкая мантия. Она окутывает расплавленное внешнее ядро, внутри которого находится внутренняя твердая сердцевина, состоящая из металла. Именно твердая часть ядра вызывает наибольший научный интерес — за ней и наблюдали китайские эксперты. Еще в начале 1990-х годов ученые предполагали, что ядро вращается вокруг своей оси быстрее, чем все остальные слои планеты.

Plus-one.ru ранее рассказывал, что магнитная ось Земли за последние 25 лет сместилась примерно на четыре метра. Это открытие тоже сделали китайские ученые. Позже стало известно, что ослабление магнитного поля планеты приводит к гибели экосистем. Положение магнитных полюсов тоже не является постоянным. На их сдвиги уходит от 40 тыс. до 780 тыс. лет. Механизм этого процесса до конца не изучен.