Из тающих ледников человечеству угрожают вирусы-убийцы — исследование

Страшные вирусы высвобождаются при таянии льда в Арктике. Они могут стать причиной следующей смертельной пандемии.

Новое исследование было проведено учеными биологического факультета Оттавского университета (Канада). Они проанализировали, как изменение климата влияет на риск вторичного распространения древних вирусов на примере образцов из озера Хейзен в Арктике. Как выяснилось, вероятность вторичного заражения возрастает с таянием ледников, поскольку талая вода может переносить патогенные микроорганизмы к новым носителям.

Вирусы-убийцы, которые были заморожены в ледниках в течение сотен лет, могут вновь пробудиться и распространиться. Достаточно контакта этих патогенов с новыми средами обитания и носителями, сообщается в журнале Proceedings of the Royal Society B. Арктика может стать благодатной почвой для новых пандемий, заявили канадские исследователи.

В последние годы многие вирусы, такие как грипп А, Эбола и SARS-CoV-2, распространились на людей и вызвали серьезные вспышки заболеваний. Передача на человечество произошла с помощью представителей животного мира. То же самое может произойти с древними патогенами из Арктики.

Пробы почвы и отложениях озера Хейзен, крупнейшего арктического пресноводного озера в мире, показали наличие вирусов и их носителей. Образцы были секвенированы на наличие ДНК и РНК. Это позволило ученым узнать, какие вирусы находятся в озере и какие потенциальные носители там присутствуют, сообщил руководитель исследования Стефан Арис-Бросу, доцент Оттавского университета.

Но чтобы выяснить, насколько вероятно, что патогены поселятся в новых носителях, экспертам необходимо было изучить эквивалент каждого вируса и генеалогическое древо его хозяина. Анализ выявил выраженные различия между вирусами и носителями на дне озера, что напрямую коррелирует с риском вторичного распространения, отметили ученые.

Более восприимчивы к вторичному распространению животные, менее — растения и грибы. Эксперты подчеркивают, что пока вероятность такого события остается очень низкой. Тем не менее они считают необходимым провести дополнительную работу, чтобы выяснить, насколько велик риск распространения древних вирусов. Тем более что с усилением глобального потепления угроза новых пандемий возрастает.

«Это непредсказуемый процесс. И сам эффект вторичного распространения очень непредсказуем: он может варьироваться от незначительного до смертельной пандемии», — подчеркнул Стефан Арис-Бросу.

Ранее Plus-one.ru рассказывал про пять групп вирусов, которые могут стать причиной новых пандемий. Среди них — коронавирусы, флавивирусы, тогавирусы, ортомиксовирусы и парамиксовирусы. Тем временем в Мельбурне (Австралия) открылся Глобальный центр пандемической терапии имени Камминга. В этом медицинском научно-исследовательском комплексе планируется вырабатывать средства и лекарства для противодействия пандемиям будущего.