Ученые создали фермент, разлагающий пластик за несколько часов

Открытие в перспективе может помочь решить проблему накапливания миллиардов тонн полимерного мусора, на естественный распад которого ушли бы столетия.

Ученые и инженеры Техасского университета в Остине открыли фермент, способный быстро разлагать пластик. Процесс занимает от нескольких часов до нескольких дней, сообщает Phys.org.

Исследователи сосредоточились на полиэтилентерефталате (ПЭТ) — распространенном материале для производства бутылок, пищевой упаковки, волокон и текстиля. На долю ПЭТ приходится 12% всех мировых отходов.

Инженеры использовали модель машинного обучения для создания новых мутаций природного фермента под названием ПЭТаза, который позволяет бактериям разлагать ПЭТ-пластик. Модель предсказывает, какие мутации в этих ферментах помогут быстро деполимеризовать пластиковые отходы при низких температурах.

В рамках экспериментов вещество смогло полностью расщепить пластмассу на составляющие ее мономеры. В некоторых случаях процесс занял всего 24 часа, тогда как в естественной среде разложение пластика длится столетиями.

Ученые подали патентную заявку на технологию и рассматривают несколько вариантов ее использования. Наиболее очевидными из них являются очистка свалок и «озеленение» производств, чья работа генерируют большие объемы отходов.

Еще одним ключевым потенциальным применением является восстановление окружающей среды. Команда ищет способы использовать ферменты в полевых условиях для очистки загрязненных участков.

Ранее Plus-one.ru рассказывал об исследовании, согласно которому обычные дождевые черви способны поедать и переваривать некоторые виды пластика в почве. Беспозвоночные справляются как с полимерами из нефтепродуктов, так и с их аналогами из растительного сырья.