В мэрии Москвы прокомментировали экологическую стратегию Минэкономразвития

Не запретами, а силами самой природы: Россия намерена сократить выбросы без ущерба для экономического роста.

Климатическая стратегия Москвы, которую российская столица развивает не первый год, полностью укладывается в обновленную федеральную стратегию низкоуглеродного развития. Данный проект недавно представило министерство экономического развития, рассказали Plus-one.ru в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Именно мегаполисы становятся ключевыми игроками в деле предотвращения климатических изменений, подчеркнули в Департаменте.

«Уже достигнуто снижение выбросов парниковых газов на 25% от уровня 1990 года. В количественных значениях — это порядка 20 млн тонн CO2‑эквивалента. То есть наше снижение соизмеримо с выбросами среднего европейского города», — подчеркивает руководитель Департамента Антон Кульбачевский.

Напомним, что обновленный проект стратегии низкоуглеродного развития страны до 2050 года содержит четыре сценария — инерционный, базовый, интенсивный и агрессивный. При этом все сценарии основаны на том, что выбросы углекислого газа должны быть поглощены преимущественно естественным путем, лесами и болотами; жесткие ограничительные меры задействованы с осторожностью. Таким образом удается примирить задачу роста экономики и сокращение углеродного следа.

«Москва активно развивает особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые находятся прямо в мегаполисе, — поясняют в Департаменте, — В ООПТ поддерживается и сохраняется естественное, то есть „дикое“, состояние биосистемы, воздействие человека предельно ограничено. Такие природные территории вносят решающий вклад в процесс формирования климата над Москвой и на значительных пространствах вокруг нее. Мы задействуем естественные природные механизмы — и это действительно работает. Подобный подход принят на федеральном уровне. В частности, в проекте федеральной стратегии подчеркнута роль болот как поглотителей выбросов. Мы в Москве бережно поддерживаем естественные заболоченные пространства, которые охраняются наравне с лесами, лугами, поймами рек и другими природными объектами».

Отметим, согласно базовому сценарию проекта федеральной стратегии, правительство должно реализовать комплекс мероприятий, который позволит к 2050 году удвоить поглощение выбросов лесами и болотами — с 500 млн тонн до 1,1 млрд тонн.

Другое направление федеральной стратегии — более эффективное сжигание топлива, улавливание испарений от сжигания, а также развитие энергоэффективных технологий. Этот поможет избежать попадания в атмосферу более 610 млн тонн диоксида углерода. Это также полностью находится в русле климатической стратегии Москвы, говорят в Департаменте.

«В российской столице реализуется комплекс мер, направленных на снижение климатического воздействия через отказ от неэкологичных технологий. В первую очередь это развитие общественного транспорта на электротяге, который создает достойную конкуренцию личному автотранспорту и побуждает сократить поездки на личных автомобилях. Последовательно реализуется политика ограничений для грузовых автомобилей низкого класса по экологии, это позволяет сокращать выбросы при росте автопарка. Появляется все больше пунктов зарядки электромобилей, что создает базу для постепенного вытеснения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электротранспортом. Наконец, генерация электроэнергии и тепла осуществляется в Москве исключительно на природном газе, самом экологически чистым виде топлива, а применяемые технологии минимизируют выбросы».

Как следует из федеральной стратегии, подобный комплекс мер позволит избежать жестких ограничений, которые могли бы негативно сказаться на экономическом росте. Так, введение «углеродного налога» предусмотрено только в интенсивном варианте, и только для некоторых секторов промышленности. Тем не менее согласно документу, через 30 лет общее количество парниковых выбросов в России окажется ниже аналогичного показателя для Евросоюза.

«Опыт Москвы в деле борьбы с климатическими изменениями может оказаться полезным для других регионов, — говорит глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский, — Практика уже знает примеры распространения решений, впервые апробированных в столице, на всю страну. Так, именно в Москве впервые было сформулировано требование по использованию топлива класса не ниже Евро-5, теперь это федеральная норма».

Ранее Plus-one.ru рассказывал о роли климатической программы Москвы в борьбе с глобальными погодными изменениями, которые могут произойти на Земле после 2030 года.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Совместный проект +1 и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Другие материалы раздела «Устойчивые города» читайте здесь.

Автор

Артём Новиков