Ученые обнаружили пчел, способных клонироваться

Исследователи из Университета Сиднея (Австралия) в ходе длительных наблюдений пришли к выводу, что одна из пород африканских медоносных пчел способна к производству клонов рабочих самок. Таким образом насекомые обезопасили себя от вредных последствий девственного размножения.

Журнал Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences опубликовал статью, посвященную открытию. По мнению ученых, клонирование имеет ряд преимуществ. Во-первых, у пчел нет необходимости искать сексуального партнера. Во-вторых, потомство сохраняет первоначальный геном из поколения в поколение.

Ранее у пчел были замечены способы размножения, не предусматривающие спаривания, путем телитокозного партеногенеза и гаплодиплоидии. При первом — самки воспроизводят новых самок без оплодотворения. При втором — только матка способна нести яйца, из которых появляются женские особи. Все остальные рабочие самки несут неоплодотворенные яйца, из которых всегда выходят самцы.

В случае с капской медоносной пчелой Apis mellifera capensis дело обстоит иначе. На протяжении эволюции она получила мутацию, благодаря которой обычные самки могут давать потомство обоих полов без спаривания. Причем новые пчелы являются практически клонами своих родителей.

В ходе эксперимента исследователи увидели, что одна из линий рабочих пчел в улье успешно воспроизводила себя в течение приблизительно 30 лет. Чтобы исключить спаривание, ученые заклеивали репродуктивные органы матки специальной лентой.

Plus-one.ru ранее рассказывал, что выращивание продовольственных агрокультур зависит от опыления пчелами. Из-за климатического кризиса и пестицидов число пчел сокращается. И это может привести к падению мировой урожайности на 75%.