Темпы изменения облика Земли достигли рекордного уровня

Климатологи заявили, что перемены в фауне планеты достигли рекордных темпов за последние 18 тысяч лет. Причем климат изменился слабо. А все дело — в деятельности человека.

Как сообщили в статье на сайте журнала Science ученые Университета штата Висконсин в Мэдисоне (США), в последние три тысячелетия облик Земли менялся особенно стремительно. Исследователи заявили, что именно в это время человек начал сильно влиять на флору и фауну.

Ранее считалось, что современная цивилизация стала сильно влиять на планету совсем недавно. Но теперь ученые говорят, что хорошо различимые химические и климатические следы существования цивилизации прослеживаются как минимум со времен античности. Так, четыре года назад археологи обнаружили следы свинца и других вредных веществ во льдах Гренландии. Как выяснилось, эти химические элементы копились там со времен поздней Римской республики.

Специалисты Университета Висконсина проанализировали образцы льда и отложений со дна озер, которые формировались на протяжении последних 18 тысяч лет в разных уголках Земли. В них климатологи обнаружили пыльцу древних растений и панцири водорослей. По этим фрагментам они изучили видовое разнообразие растений, выяснили условия, в которых они росли, а также события, которые привели к их исчезновению. Всего было изучено более 1,1 тысячи образцов пыльцы со всех континентов.

В результате ученые установили, что флора планеты испытала два эпизода серьезного ускорения перемен в видовом составе. Первый пришелся на 18-15 тысяч лет назад, когда ледники начали отступать, а второй — на 4,2-2,9 тысячи лет назад и продолжается по сей день. По версии исследователей, перемены во флоре последнего периода связаны именно с хозяйственной деятельностью человека. Причем это произошло именно на тех территориях, где активно развивалось сельское хозяйство — в Европе, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и некоторых регионах Южной Америки.

Ранее представители Мэрилендского университета в Балтиморе заявляли, что люди влияют на экологию уже более 12 тысяч лет. Они опровергли теории о том, что большая часть суши была необитаемой даже в 1500 году нашей эры. Ученые пояснили, что причина современного кризиса в биоразнообразии заключается не в землепользовании, а в его интенсивности, рассказывал Plus-one.ru.