Коронавирус мог существовать среди людей десятилетиями

Ученые считают, что вирус SARS-CoV-2 мутировал либо еще находясь в организме животных, либо уже после попадания к человеку. В последнем случае он мог десятилетиями незаметно существовать в организме человека, прежде чем приобрел свой пандемический потенциал. Исследование показало, что вирус точно возник естественным, а не искусственным путем.

COVID-19 — это заболевание, которое за последние несколько месяцев распространилось среди почти миллиона людей и унесло десятки тысяч жизней. SARS-CoV-2 — это медицинское название коронавируса, вызывающего данное заболевание, отмечают эксперты. До сих неясно как зародилась болезнь и когда она перешла от других животных к человеку. Группа ученых из США, Британии Австралии исследовала происхождение вируса и выяснила, что коронавирус SARS-CoV-2 точно возник не в лаборатории, а в дикой природе. У исследователей есть теория, что вирус мог уже долгое время циркулировать среди людей, прежде чем привести к мировой пандемии.

«Возможно, что предшественник SARS-CoV-2 перешел в организм людей, приобрел [новые генетические свойства] через адаптацию в ходе незамеченных переходов от человека к человеку, — пишут авторы в своей работе в издании Nature Medicine. — После получения этих адаптаций стали возможны пандемия и создание достаточного большого кластера случаев».

В своем исследовании ученые сравнили геномные данные SARS-CoV-2 и других схожих коронавирусов. Выяснилось, что рецептор-связывающий домен секции белков SARS-CoV-2 настолько хорошо прикрепляется к человеческим клеткам, что это могло возникнуть только в ходе естественного отбора. Наблюдение ученых опровергает гипотезу о том, что вирус мог быть искусственно выведен человеком.

Эксперты рассмотрели две другие гипотезы попадания вируса к человеку. По одной из них, SARS-CoV-2 прошел необходимый естественный отбор до того, как попал к человеку, схожий геном вируса был замечен у летучих мышей и панголинов. Однако, ни один из рассмотренных вариантов не показал достаточного сходства, чтобы привести к необходимой мутации. При этом авторы исследования отметили, что множество из животных вирусов могут быть неизвестны науке.

Вторая гипотеза состоит в том, что вирус уже давно попал к человеку и прошел естественный отбор уже в наших организмах. Ученые не исключают, что это могло случиться годы или даже десятилетия назад. За это время коронавирус SARS-CoV-2 мог пройти необходимые мутации, приобрести свои опасные для жизни носителя симптомы и способность к массовому распространению среди людей.

Авторы исследования отмечают, что необходимо гораздо больше исследований, чтобы подтвердить верность одной из двух гипотез.

В январе в Китае подтвердили способность вируса переходить от человека к человеку. По данным на утро 1 апреля, коронавирусом в мире заразились 861 113 человек, 42 385 человек погибли, 178 560 смогли выздороветь. Медики рассчитывают разработать готовую к применению вакцину против COVID-19 в течение года.

Никита Пономаренко