Лидер консалтинга Deloitte представила 10 первостепен­ных мер для защиты бизнеса в условиях эпидемий

Одна из крупнейших консалтинговых компаний мира и участник «Большой четверки» Deloitte опубликовала программу основных мер при наступлении эпидемий. Она должна помочь вести бизнес в условиях неопределенности — когда падает спрос, срываются поставки сырья, сотрудники массово уходят на больничный, рушатся цепочки поставок — чтобы ситуация не стала для компании «черным лебедем».

Крупнейшая международная консалтинговая компания Deloitte, входящая в «Большую четверку», проанализировала риски, с которыми организации сталкиваются в период наступления эпидемий и в условиях неопределенности. Опираясь на свой прошлый опыт управления чрезвычайными ситуациями в ситуациях с атипичной пневмонией, вирусом гриппа A (H1N1), геморрагической лихорадкой Эбола, она представила ключевые меры для преодоления трудностей. В случаях, когда падает спрос на продукцию, увеличиваются затраты, срываются поставки сырья, массово заболевают сотрудники и рушатся цепочки поставок, чтобы ситуация не стала для компании «черным лебедем», важно соблюдать 10 правил.

1

Сформировать команду по принятию решений в условиях ЧС, которая разработает цели и планы экстренного реагирования, а также обеспечит оперативное принятие решений. Чтобы собрать лучший состав команды, нужно оценить сильные профессиональные стороны ее участников, при необходимости привлекая для этого специалистов.

2

Разработать «план действий в чрезвычайных ситуациях». Оценить все риски, в том числе, связанные с персоналом, аутсорсингом, взаимоотношением с государственными органами, общественностью и цепочкой поставок. Решить вопросы офисных помещений, закупок, поставок и логистики, безопасности персонала и разделения труда.

3

Оптимизировать систему взаимодействия с сотрудниками, клиентами и поставщиками, чтобы при общении не возникало негатива. Оперативно собирать и предоставлять данные о рисках.

4

По данным Deloitte, 82% компаний считают, что для управления персоналом наиболее важны условия труда. Поэтому она рекомендует поддерживать физическое и психическое здоровье сотрудников; обеспечить гибкий график работы, отпусков, а также условия для удаленной работы. Нужно контролировать здоровье персонала, обеспечить безопасность рабочих мест и разработать инструкции для сотрудников по самозащите.

5

Плавно реагировать на изменение цепочек поставок. Чтобы производство не остановилось, заранее готовить мощности, материалы, сырье и резервные помещения.

6

Управлять рисками в тех условиях, когда невозможно восстановить производство в короткие сроки. Обеспечить взаимодействие с клиентами и мониторить изменения на рынке: возобновление производства, доставку и спрос, при этом учитывая изменения законодательства в условиях эпидемии. По договорам, исполнение которых под вопросом, вовремя уведомлять другие стороны — для снижения потенциальных убытков.

7

Внедрять корпоративную социальную ответственность и стратегии устойчивого развития. Следовать единому плану, разработанному государством. Обеспечивать взаимодействие с сообществом и поставщиками, чтобы они могли скорректировать свои планы в условиях эпидемии.

8

Разработать план управления данными персонала и регистрировать штатных и удаленных сотрудников, поставщиков, партнеров и других работников. Организовать их круглосуточную поддержку как в удаленном, так и в штатном режиме для обеспечения бесперебойной работы. Создать план реагирования в случае ЧС на уровне информационной безопасности. Обеспечить защиту частной жизни и информации.

9

Вовремя вносить корректировки в бюджет и в движение денежных средств. Изучать ситуации на рынках импорта и экспорта, которые могут привести к большим убыткам. Чтобы это предотвратить, сценарий быстрого реагирования на ЧС, куда могут входить хеджирование с использованием фьючерсов (страхование рисков, подразумевающее сделку в будущем по заранее фиксированной цене. — Прим +1), международную торговлю и привлечение новых поставщиков.

10

Оптимизировать механизм управления рисками (принимать управленческие решения, которые снижают возможность неблагоприятного результата, отказываться от опасных действий, которые могут привести к убыткам. — Прим. +1). Опрос Deloitte, проведенный среди международных предпринимателей, показал, что 76% риск-менеджеров считают свои компании готовыми к эффективной работе в случае эпидемии.

По данным издания «Ведомости», такие компании, как En+ Group, Rusal, Mail.ru Group, «Почта России», «Тинькофф», «Яндекс» с прошлой недели начали переводить своих сотрудников на работу из дома. Но как показал опрос среди 12 676 работающих россиян, проведенный компанией Online Market Intelligence (OMI), доля таких компаний невелика. На 16 марта 2020 года сотрудников из офиса удалили только 11,9% компаний. Из них 6,1% ушли на больничный, 2,5% — на карантин, а 3,3% — на удаленку.

Автор

Наталья Крапивина