Международная организация гражданской авиации (ICAO) изменила правила компенсации за выбросы углерода. Теперь авиалинии должны будут возмещать эффект своих парниковых выбросов по шести программам, одобренным ООН, а не за счет экологически непрозрачных проектов, как это позволялось раньше.
Как сообщает издание BusinessGreen, новые правила позволят лучше реализовать CORSIA — план ICAO по сокращению выбросов авиаиндустрии, первый этап которого начнется в 2021 году и будет включать 192 страны мира. План позволяет авиакомпаниям наращивать углеродные выбросы в атмосферу в случае того, если эти выбросы будут компенсироваться за счет финансовых вложений в борьбу с выбросами в других секторах экономики. Авиаиндустрия ответственна за 2,4% выбросов парниковых газов в атмосферу, которые способствуют развитию климатического кризиса.
Издание Carbon Brief объясняет, что в долгосрочной перспективе CORSIA должен сделать авиаперевозки углеродно-нейтральными, однако с каждым годом в мире совершается все больше рейсов и практичной альтернативы реактивным двигателям пока нет. Поэтому на данный момент ICAO планирует подвергнуть компенсированию только рост числа перевозок. Когда CORSIA вступит в силу в 2021 году, компании будут платить компенсацию только за рост выбросов по сравнению с 2020 годом. Если перевозчик в 2020 году совершил углеродные выбросы объемом в 100 тонн CO2, а в 2021 уже в 107 тонн, тогда ему придется платить компенсацию только за эти 7 тонн.
Авиакомпании и раньше платили компенсации за свои выбросы, однако этот процесс отличался непрозрачностью, утверждают экологи. Как отмечают в BusinessGreen, у этих проектов не всегда были ясные экологические цели, выплаты не отслеживались, иногда нельзя было установить их эффективность. Новые правила выделяют шесть официальных программ, экологическая ценность которых доказана: среди них UN Clean Development при ООН, Gold Standard и Verified Carbon Standard. Авиакомпании больше не смогут выплачивать свои компенсации сторонним проектам.
Новые меры вызвали положительную реакцию у мирового экспертного сообщества. В Международной ассоциации торговли выбросами отметили, что принятые меры «приносят экологическую прозрачность, которую мы давно ждали». Анна Петсонк из Фонда защиты природы заявила, что решение Совета ICAO — «многообещающий шаг в правильном направлении».
В то же время экологи в Carbon Brief считают, что план CORSIA недостаточно амбициозен — необходимо сокращать выбросы авиаиндустрии, а не позволять компаниям платить за ускорение климатического кризиса.
Автор
Никита Пономаренко