Регуляторы определили, кому авиакомпании должны платить за свои выбросы CO2

Международная организация гражданской авиации (ICAO) изменила правила компенсации за выбросы углерода. Теперь авиалинии должны будут возмещать эффект своих парниковых выбросов по шести программам, одобренным ООН, а не за счет экологически непрозрачных проектов, как это позволялось раньше.

Как сообщает издание BusinessGreen, новые правила позволят лучше реализовать CORSIA — план ICAO по сокращению выбросов авиаиндустрии, первый этап которого начнется в 2021 году и будет включать 192 страны мира. План позволяет авиакомпаниям наращивать углеродные выбросы в атмосферу в случае того, если эти выбросы будут компенсироваться за счет финансовых вложений в борьбу с выбросами в других секторах экономики. Авиаиндустрия ответственна за 2,4% выбросов парниковых газов в атмосферу, которые способствуют развитию климатического кризиса.

Издание Carbon Brief объясняет, что в долгосрочной перспективе CORSIA должен сделать авиаперевозки углеродно-нейтральными, однако с каждым годом в мире совершается все больше рейсов и практичной альтернативы реактивным двигателям пока нет. Поэтому на данный момент ICAO планирует подвергнуть компенсированию только рост числа перевозок. Когда CORSIA вступит в силу в 2021 году, компании будут платить компенсацию только за рост выбросов по сравнению с 2020 годом. Если перевозчик в 2020 году совершил углеродные выбросы объемом в 100 тонн CO2, а в 2021 уже в 107 тонн, тогда ему придется платить компенсацию только за эти 7 тонн.

Авиакомпании и раньше платили компенсации за свои выбросы, однако этот процесс отличался непрозрачностью, утверждают экологи. Как отмечают в BusinessGreen, у этих проектов не всегда были ясные экологические цели, выплаты не отслеживались, иногда нельзя было установить их эффективность. Новые правила выделяют шесть официальных программ, экологическая ценность которых доказана: среди них UN Clean Development при ООН, Gold Standard и Verified Carbon Standard. Авиакомпании больше не смогут выплачивать свои компенсации сторонним проектам.

Новые меры вызвали положительную реакцию у мирового экспертного сообщества. В Международной ассоциации торговли выбросами отметили, что принятые меры «приносят экологическую прозрачность, которую мы давно ждали». Анна Петсонк из Фонда защиты природы заявила, что решение Совета ICAO — «многообещающий шаг в правильном направлении».

В то же время экологи в Carbon Brief считают, что план CORSIA недостаточно амбициозен — необходимо сокращать выбросы авиаиндустрии, а не позволять компаниям платить за ускорение климатического кризиса.

Автор

Никита Пономаренко