В Калифорнии запускают проект по поддержке компаний, которые используют спецтехнику, в переходе с ископаемых источников энергии на возобновляемые. Цель инициативы — сократить загрязнение воздуха и воздействие на климат. Бюджет проекта на 2020 год составляет $44 млн, большая часть средств будет направлена на экологическую модернизацию портов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций.
В Калифорнии разработали Проект по стимулированию закупок экологически чистого оборудования для грузовой внедорожной техники (Clean Off-Road Equipment Voucher Incentive, или CORE). Согласно ему, компаниям будут предоставлены ваучеры, по которым они смогут закупить или арендовать новые грузоподъемники, краны, погрузчики и другую спецтехнику, работающую на возобновляемых источниках энергии. Представители проекта отмечают, что бизнес получит дополнительные средства на модернизацию, если достигнет нулевых выбросов в районах с высоким загрязнением воздуха.
Калифорния — один из самых «зеленых» штатов США, где давно действуют экологические законы и меры по сокращению загрязнения атмосферы. Большинство из них направлено на ограничение выбросов от автомобильного транспорта. Так, к 2030 году власти штата намерены достигнуть цели в пять миллионов машин с нулевыми выбросами, гарантом чего является использование возобновляемых источников энергии.
Между тем в аэропортах, морских портах, на железнодорожных станциях и вокзалах отказ от углеводородов идет медленно: спецтехника на электрической тяге стоит в разы дороже, чем на дизеле. Правительство Калифорнии вводит ваучеры, чтобы искусственно нейтрализовать разрыв в цене и побудить рынок к переходу на возобновляемые источники энергии. «Сейчас она [возобновляемая техника] стоит дороже своих традиционных аналогов, так что мы пытаемся дать толчок с помощью этой программы — убрать финансовый риск и побудить людей внедрять такое оборудование как можно быстрее», — говорит Билл ван Эмбург, вице-президент некоммерческой организации CALSTART, которая будет управлять проектом CORE.
Средства на его реализацию поступают из той части бюджета штата, которая формируется за счет выплат от загрязняющих компаний. В Калифорнии действует система квот и торговли выбросами, в рамках которой необходимо покупать разрешение на выбросы CO2. Благодаря ей государство собирает значительные суммы с теплоэнергетических и других крупных промышленных предприятий. Авторы CORE ожидают, что в случае успеха бюджет проекта вырастет до $50-60 млн в следующие годы.
В России также осуществляется экологическая модернизация промышленности. К 2024 году в рамках проекта «Экология» около 7 000 предприятий планируется перевести на «наилучшие доступные технологии» (НДТ), что может потребовать восьми триллионов рублей. Между тем эксперты ожидают сокращения поддержки возобновляемой энергетики: субсидии для таких проектов могут уменьшиться вдвое. До недавнего времени правительство России рассматривало возможность введения углеродного налога, однако отказалось от этой идеи в связи с возражениями Минэнерго, Минпромторга и Российского союза промышленников и предпринимателей. Как сообщал ранее +1, Счетная палата РФ признала национальный проект «Экология» одним из самых провальных нацпроектов в 2019 году.
Автор
Никита Пономаренко