В декабре 2022 года был принят федеральный закон о возможности перевода управления школами с муниципального на региональный уровень. Авторы законопроекта утверждают, что это позволит устранить «разбалансировку системы образования». Кроме того, каждая школа, которую регион «примет на баланс», получит статус госучреждения, а значит — и бюджет на развитие, помощь в разработке методических материалов и достижении стандартов. Plus-one.ru разбирался, как новый законопроект повлияет на сферу образования.
До принятия законопроекта около 40 тысяч школ страны подчинялись муниципалитетам (городским департаментам образования). Местные власти распределяли финансы, полученные из регионального бюджета, и назначали директоров по своему усмотрению. По словам первого заместителя комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой, денег часто не хватало. Из-за этого ученикам приходилось получать знания в ужасных условиях — в некоторых классах давно не делали ремонт, на стенах видны следы плесени.
Еще одна проблема — неоднородное качество образования. Во многих сельских школах нет Wi-Fi. Или всего один компьютер на здание, подключенный к интернету по кабелю, — этого явно недостаточно, чтобы познакомить детей с новыми технологиями.
В пояснительной записке к новому закону говорится и о такой проблеме, как отсутствие единства в решении значимых вопросов в сфере образования. Финансами, выделенными на содержание школ, управляет слишком много людей, имеющих принципиально разные взгляды. Налицо расхождение позиций властей регионов и муниципалитетов, то есть договориться удается не всегда. Это мешает достигать целей в сфере образования.
Попытка перевести управление школами наверх была впервые предпринята в 2017 году. В этом эксперименте участвовало 20 регионов (субъектов РФ). Было протестировано три варианта передачи полномочий регионам:
передача права управления
передача управления образовательными учреждениями и их имущества
муниципалитет сохраняет свои полномочия, но активно взаимодействует с субъектами РФ
Эксперты Минпросвещения воздержались от публикации результатов эксперимента. Известно одно: региональные власти справились с управлением образовательными учреждениями лучше. Поэтому было решено дать субъектам РФ законное право распоряжаться бюджетом и имуществом школ, а также решать их актуальные проблемы. Предполагается, что наиболее сильные изменения почувствуют сельские образовательные учреждения. Благодаря средствам, выделенным регионами, они смогут достичь уровня городских школ. Но законопроект не сделал это правилом — субъекты РФ будут самостоятельно решать, брать на себя ответственность за конкретное учреждение или нет.
Новый законопроект позволит образовательным учреждениям заручиться поддержкой региональных властей и оперативно решать материально-технические проблемы, например приобретать новую мебель и стройматериалы. А еще — повышать квалификацию преподавателей и привлекать недостающих сотрудников.
Всеволод Луховицкий, учитель московской школы «Интеллектуал», отметил: когда деньги приходят не напрямую в учреждение, а в муниципалитет, проследить за правомерностью их использования проблематично. Профсоюз «Учитель» неоднократно говорил о случаях, когда муниципальное звено управления направляло деньги не по назначению.
Как отмечает глава Минобрнауки Ольга Васильева, школы страны не подчинялись ни министерству образования, ни региональным властям, а все федеральные инициативы носили рекомендательный характер. При этом муниципалитет самостоятельно формировал образовательные программы и по-своему истолковывал рекомендации Минпросвещения. Готовые программы значительно отличались и не всегда были содержательны. А это важно, ведь все дети должны получить базовый набор знаний.
Директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов отмечает, что передача управления в сфере образования на региональный уровень изменила саму суть его профессии. Если раньше директор лишь подтверждал смету на расходы, то сейчас он сам ее составляет. Человеку, который не понаслышке знаком с проблемами и достижениями школы, легче рационально распределить выделенные средства. Кроме того, после ликвидации промежуточного звена — муниципального органа власти — станет меньше начальников, решающих одну задачу. А значит — высвободятся дополнительные бюджетные деньги. Их можно направить, например, на поощрение педагогов.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и кандидат педагогических наук Александр Адамский подсчитал, что на обновление инфраструктуры российских школ требуется около 4 трлн руб. В рамках бюджета невозможно выделить такую сумму прямо сейчас, а еще несколько лет ветхие здания сельских школ могут не выдержать. Александр Адамский предположил, что передача полномочий управления наверх привлечет в систему образования частные инвестиции. Инвесторам проще договориться с региональными властями, чем с каждым муниципалитетом по отдельности. Кроме того, они будут знать, на что конкретно потрачены вложенные средства.
Директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий считает, что новый законопроект не решит проблему управления школами. Принятие решений на уровне региона уместно, например, в Москве, где легко выстроить коммуникацию и проконтролировать результат. Но в отдаленных субъектах РФ, таких как Якутия, это не так эффективно. Во-первых, сложно оценить потребности школы, ни разу не побывав там. Во-вторых, решения будут приниматься менее оперативно, ведь региональным властям потребуется время на обработку запросов. В подобных случаях лучше оставлять полномочия за муниципалитетом, отмечает эксперт.
Еще один спорный момент — решит ли законопроект проблему финансирования школ. Сейчас средств не хватает, а выделять больше денег из бюджета не планируется. Это значит, что расхождение в размерах норматива и реальной оплаты труда педагогов сохранится, спрогнозировал Сергей Косарецкий.
Четвертая цель, утвержденная ООН в 2015 году в рамках «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех», — обеспечение качественного образования. Каждый шестой ребенок в мире не посещает школу. Среди них больше всего девочек — в трети развивающихся стран им трудно поступить даже в первый класс.
Образование помогает бороться с нищетой и неравенством, делает жизнь людей более благополучной и стабильной. Предполагается, что благодаря законопроекту о передаче управления школами регионам дети из отдаленных населенных пунктов смогут учиться в более комфортных условиях, а учебные программы будут соответствовать стандартам, необходимым для поступления в вузы и успешного трудоустройства.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева