Неравенство в пожертвованиях: почему нам легче помогать ухоженным людям

Благотворительность способствует созданию более устойчивого общества и в то же время может укреплять неравенство. Эксперимент, проведенный американскими учеными, показал, что люди охотнее помогают тем, кто хорошо выглядит и имеет высокий социальный статус, чем бездомным в грязной одежде. О том, почему это происходит, рассказывает Plus-one.ru.

Люди охотнее готовы поделиться деньгами с человеком, одетым в деловой костюм, чем помочь бездомному

Почему нам хочется помогать другим

Благотворительность — это бескорыстная помощь людям или организациям, нуждающимся в этом. По словам учредителя фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, она становится не модой, а нормой. При этом мотив у каждого свой — сделать мир лучше, поддержать обездоленных, восстановить справедливость. Кроме того, психологи утверждают, что добрые дела вызывают у нас «чувство теплого свечения»: возбуждаются те же области головного мозга, что и при получении подарков или поедании вкусной еды. Еще один мотив — общественное одобрение. По мнению исследователей из Оксфордского университета, на Западе люди охотнее делают пожертвования, если их действия могут произвести впечатление на окружающих. Впрочем, наши соотечественники, наоборот, зачастую предпочитают не рассказывать о своих добрых делах на публике.

Благотворительность — это не только жертвование денег, хотя эта форма помощи и является самой популярной. Зачастую люди нуждаются в продуктах питания, бытовой технике, одежде, посуде. А еще — в услугах волонтеров и специалистов, готовых оказать им безвозмездную помощь. Но как выбрать, кому помочь? Выйти на улицу и положиться на интуицию — не лучшая идея. Объясняем, почему.

Парадокс благотворительности

Группа американских ученых решила выяснить, как социальный класс нуждающегося влияет на проявляемое к нему сострадание. Для этого один из исследователей выходил на улицы Чикаго и Нью-Йорка с бумажным стаканчиком для сбора денег и табличкой с призывом помочь бездомным. В половине случаев он примерял на себя образ человека с высоким социальным статусом в деловом костюме и рубашке с галстуком, с аккуратно уложенными волосами. В другой половине — носил футболку с джинсами и не пользовался расческой. На вопросы прохожих исследователь всегда отвечал, что собирает деньги для помощи людям, вынужденным ночевать на улице. Это соответствовало действительности — средства, полученные в ходе эксперимента, были отправлены на благотворительность.

Исследование показало, что прохожие охотнее дают деньги человеку, одетому в деловой костюм. В этом образе ученый собрал в 2,55 раза больше средств ($54,11 против $21,15 в футболке и джинсах). Но почему? Чтобы узнать причину, исследователи провели онлайн-опрос среди 500 пользователей краудсорсинговой площадки Amazon Mechanical Turk. Участникам предложили внимательно изучить фотографии обоих образов исследователя, собирающего деньги на благотворительность, и оценить их по ряду критериев.

Выяснилось, что люди подсознательно считают незнакомца с высоким социальным статусом более компетентным, искренним, человечным и похожим на них самих. Ученые предположили, что с эволюционной точки зрения это важно для создания и поддержания сети полезных связей. Но не стоит забывать о том, что многие люди нуждаются в помощи, несмотря на отсутствие возможности принять душ и надеть чистую, выглаженную одежду.

Как делать добро эффективнее

По данным опроса НИУ ВШЭ и Центра исследований гражданского общества, 48% россиян, регулярно жертвующих деньги на благотворительность, подают милостыню на улице, 32% — лично передают денежные средства нуждающемуся, 10% — делают это через его близких. И лишь каждый десятый участник опроса делает переводы в благотворительные фонды и другие некоммерческие организации. При таком раскладе сложно решить проблему неравенства в пожертвованиях: скорее всего, прохожие охотнее помогут опрятно одетой пенсионерке, а не бездомному, который может замерзнуть на улице.

Кроме того, передавая деньги в руки нуждающимся, вы можете не помочь им, а навредить, подтолкнув к покупке алкоголя, сигарет, некачественной пищи. Или попасться на уловки «профессиональных попрошаек», знающих, как вызвать у прохожих сочувствие. Гораздо эффективнее — поддержать благотворительные организации, которые заботятся о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: кормят, оказывают медицинскую помощь, помогают преодолеть зависимости, найти работу и вернуться к нормальной жизни. Справочник проверенных НКО есть на сайте проекта «+1Люди», там же можно обратиться за помощью в случае нужды.

Кроме того, вы можете купить бездомным людям еду и горячий чай, поделиться с ними одеялами, дать контакты служб помощи. Помните, что человек, который лежит на улице в грязной одежде, может быть не пьян, а болен. А нечеткая дикция и нарушение координации бывают следствием переохлаждения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева