Ограничительные меры в связи с коронавирусом поставили парикмахеров перед выбором — ответственно соблюдать режим самоизоляции и оказаться на улице или продолжать работать на дому. Владельцы предприятий оказались в ситуации, когда стало нечем платить арендодателям. О непростой жизни московских брадобреев Plus-one.ru рассказывают владельцы парикмахерской «Дружба» Илья и Оксана Шарковы.
Илья Шарков. Парикмахер во втором поколении, технолог-преподаватель в команде бренда Schwarzkopf Professional. В 18 лет стал работать со звездами на международном песенном конкурсе «Евровидение». Регулярно участвует в съемках для глянцевых журналов, фэшн-показах отечественных и зарубежных дизайнеров.
Оксана Шаркова. Модельер-парикмахер, преподаватель международного класса. Автор учебников и образовательных видео. Разработчик программы для обучения с нуля «Курс мужской классической стрижки». Парикмахерское дело изучала в Англии, Нидерландах и США.
«Дружбу» мы открыли весной 2018 года на Пятницкой улице. Мы оба — действующие парикмахеры, клиенты ходят к нам еще с 2000-х годов. У нас большой опыт работы — мы много путешествовали для обмена профессиональными знаниями и изучения различных техник из «первых рук».
Создавать традиционный проект и развивать его по классической бизнес-схеме было скучно, поэтому мы построили «Дружбу» как площадку для лучших мастеров популярных брендов. Мы предоставили им возможности и инструменты для развития, не забирая львиную долю заработанного в виде процентов, как это обычно делают владельцы «красивого бизнеса». Наш девиз: «В семье все поровну».
Все было чудесно до этой весны. В десятых числах марта клиенты стали отменять записи. С распространением новостей о коронавирусе увеличивался и спад. В двадцатых числах запись «просела» более чем на 50%, мы ушли в минус, даже на аренду не заработали. Потом из выступления президента мы узнали, что придется закрыться. Ничего не оставалось делать, только оповестить клиентов об отмене записей. При этом никаких постановлений нам не поступало, никакого контроля не было.
Нашим мастерам пришлось уйти в подполье. Кто-то арендовал кресла в подвальных парикмахерских или в тех, где окна закрываются рольставнями. Кто-то начал принимать клиентов дома или работать на выезде. А как им еще быть? У всех семьи, съемные квартиры, кредиты. Обещанные правительством 12 130 руб. — как мертвому припарка. Конечно, нам клиенты тоже звонили, звали в гости или просились к нам. Но с нашим уровнем и опытом неприлично работать вне стен парикмахерской.
Как владельцы бизнеса, мы разработали стратегию выживания предприятия. Мы ясно понимали, что ждать помощи со стороны не приходится. Поддержка от государства мизерная, надеемся только на свои силы.
Чтобы не потерять бизнес, были вынуждены снизить расходы. Наша сфера деятельности не предполагает ухода в онлайн. Закрылись дома и сели на овощи. Расплачиваемся кредиткой, как погашать — не знаем.
Арендодатели предложили нам различные схемы и скидки по аренде на период карантина, но на словах — о внесении их в договор речи не шло. Поэтому мы приняли решение расторгнуть его и начать поиски нового помещения.
Именно арендодатели нанесли самый тяжелый удар по парикмахерским. Мы общались со многими владельцами и управляющими салонов, все в один голос говорят, что арендодатели не идут навстречу — скидок и даже каникул не дают. Многие были вынуждены закрыть бизнес из-за невозможности платить аренду.
Новое помещение мы нашли на Маяковской. В переезде были и свои плюсы: меньше стоимость аренды, удобнее локация. Смена места не должна отразиться на количестве посетителей — мы всегда работали на «долгого клиента», а не на разового.
Но мы готовимся к тяжелому периоду и увеличению расходов. После снятия запрета на работу парикмахерских останется большое количество других ограничений, которые, по прогнозам, будут держаться еще долго. Нам придется тратиться не только на перчатки, антисептики и маски, но и на все одноразовые расходники — полотенца, салфетки, пеньюары и так далее. На регулярную дезинфекцию помещения и оборудования. Кроме того, из-за кризиса цены на косметику, шампуни, укладочные средства подскочили, а платежеспособность клиентов снизилась.
Сейчас время проверки на прочность. Нельзя расслабляться, ныть и жаловаться. За вас никто ничего не сделает. Если профессионал силен, то он силен во всем. Слабакам нет места среди нас.
Записал
Иван Лидский