Зачем в «Сколково» копаются в мусоре

На продолжающемся в технопарке «Сколково» форуме «Чистая страна» компании-перевозчики отходов, сортировщики и маркетологи вместе искали ответ на вопрос, как сократить количество мусора в нашей стране. Предлагали отказаться от биоразлагаемых пакетов (либо ввести их во всем ретейле) и устыдить производителей, которые врут об экологичности своей упаковки. Plus-one.ru рассказывает, почему эти инициативы могут понравиться правительству.

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Заместитель генерального директора компании по обращению с отходами компании «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова начала с того, что поблагодарила вице-премьера Викторию Абрамченко за обещание запретить производство неперерабатываемых и трудноизвлекаемых материалов — одноразовой посуды, пластиковых трубочек и другой подобной продукции. «Конечно, это случится не завтра (чиновница обещала, что в течение двух лет. — Прим. Plus‑one.ru). Но решения мы ждали несколько лет», — сообщила Елена Вишнякова на сессии «Как сократить образование отходов?». Впрочем, она считает, что запрещать весь пластик — «путь в никуда».

Летом и осенью 2020 года «ЭкоЛайн» провела исследование, чтобы выяснить, что именно люди выбрасывают в синие контейнеры для вторсырья. Содержимое баков выглядело так: пакеты-майки (3%), прочий неперерабатываемый пластик (15%), неперерабатываемый пенополистирол (7%), ПЭТ-бутылки (15%), другой перерабатываемый пластик (10%), бумага (23%), стекло (8%), прочие отходы (19%). Таким образом, оказалось, что четверть содержимого таких контейнеров переработать нельзя.

«В один контейнер за год выбрасывается 26 тыс. пакетов условно перерабатываемых и условно неперерабатываемых, то есть тех самых пакетов с ушками. Умножаем на количество контейнеров в Москве и получаем 1 миллиард», — подсчитала Елена Вишнякова. Чтобы сократить количество мусора, «ЭкоЛайн» рекомендует бизнесу заменить упаковку на пригодную к переработке, найти партнеров по раздельному сбору и переработке упаковки, прислушиваться к мнению покупателей и внедрять ответственный маркетинг, то есть честно говорить о своих продукции и производстве.

Руководитель по GR завода переработки пластмасс «Пларус» Андрей Ермоленко рассказал о нюансах утилизации ПЭТ-бутылок. По его словам, из почти 700 тыс. тонн такой тары, ежегодно выбрасываемой в стране, лишь 17% пригодно к повторному использованию. Он признался, что заводу трудно перерабатывать бутылки с термоусадочной пленкой, в которой продаются, например, некоторые соки и йогурты, а удалить ее с продукта почти невозможно.

Елена Вишнякова добавила, что перерабатывающие предприятия нередко просят выдать их сотрудникам-сортировщикам ножи, чтобы те снимали термоусадочную пленку вручную и только потом сдавали тару на переработку. «Нам завод говорит, мол, удаляйте ножами, я говорю: „Мы не будем“», — пошла в наступление она. «Есть простое решение — перфорировать термоусадочную пленку. Когда мусоровозы будут сминать бутылки, она легко удалится. Danone уже так делает», — парировал Андрей Ермоленко.

Другой взгляд представил генеральный директор группы «Рециклен» Евгений Галихайдаров. По его мнению, термоусадочная пленка — это «не зло, а благо». «Для многих переработчиков это ценнейшее сырье — гранула из термоусадочной пленки подлежит многоразовой переработке», — сказал он. Кроме того, он отметил, что от 30% до 50% состава пластиковых пакетов-маек поддается переработке. Но для этого нужны дорогостоящие технологии, которые без дотаций от государства не купить, посетовал эксперт.

Он напомнил о проблеме биоразлагаемых пакетов, которые трудно отделить от обычных при сортировке: «Потребители считают, что делают доброе дело, покупая биоразлагаемые пакеты. А мы ломаем голову над тем, как поступать с ними, ведь их не надо перерабатывать. Это системная ошибка. Хотя даже биоразлагаемые пакеты можно переработать, но, опять же, под это нужно отдельное оборудование». Евгений Галихайдаров предложил либо вообще отказаться от биоразлагаемых пакетов, либо перевести на них всех ретейлеров.

Руководитель направления устойчивого развития «Кухни на районе» Алина Лихачевская рассказала, как сократить отходы кафе и служб доставки еды. В 2019 году ее компания завела на своем сайте кнопку «не класть приборы». В первый месяц ею воспользовались при оформлении 25% всех заказов. Сейчас этот показатель более 30%. В конце того же года фирма выпустила собственную упаковку, в которой, по утверждению Алины Лихачевской, количество полипропилена было уменьшено на 20%. «Еще мы экспериментировали с возвратом упаковки. Потребители возвращали чистые боксы из-под обедов курьеру. В итоге почти 4% наших заказов были с опцией возврата упаковки», — сообщила она. С началом пандемии этот эксперимент свернули, но компания начала рекомендовать своим клиентам места, куда они могут сдать вторсырье.

Руководитель программы в поддержку 17 ЦУР ООН в рамках конкурса для маркетологов Effie Софья Попова рассказала, какие существуют барьеры, которые мешают решить проблему отходов. «Один из них — уровень доходов людей. Повышение технологичности упаковки ведет к ее удорожанию. А 57% россиян при выборе товара руководствуются именно его стоимостью», — объяснила она.

По ее словам, для полномасштабной переработки отходов в России не хватает инфраструктуры. Кроме того, у россиян мало знаний о том, как сортировать отходы, и есть недоверие к системе раздельного сбора. Самой индустрии переработки мусора не хватает кадров и слаженного взаимодействия всех ее звеньев.

Об этом много говорила руководитель направления по взаимодействию с государственными органами власти ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. В ближайшие два года ее организация начнет информировать производителей о том, что их упаковка не перерабатывается. К этой работе уже подключились региональные операторы по обращению с отходами. «И если вы, зная о том, что ваша упаковка не может быть переработана, посмеете говорить про циклическую экономику, мы будем открыто заявлять, что вы врете», — раскрыла стратегию в борьбе с гринвошингом общественница.

По ее словам, «РазДельный Сбор» будет обсуждать с потребителями и производителями и проблему термоусадочной этикетки: «В соответствии с политикой государства о нулевом захоронении упаковка, которая не может быть переработана, будет передаваться на сжигание. К слову, Еврокомиссия и ООН считают, что сжигание отходов — это разрыв материального цикла, оно не является примером циклической экономики», — пояснила Анна Гаркуша.

Как признались участники сессии, новость о запрете производства одноразовой посуды заставила их скорректировать планы. «Еще вчера у нас был четкий план действия после форума, но в связи с заявлением Виктории Абрамченко мы были вынуждены его экстренно пересмотреть. Мы надеемся, что при правительстве будет создана рабочая группа по отказу от неперерабатываемых фракций и туда пригласят и переработчиков, и операторов, и производителей», — сказала Plus-one.ru Елена Вишнякова.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец