Какие риски для бизнеса несет глобальное потепление

Вопрос борьбы с изменением климата переходит в практическую плоскость: государства ставят перед бизнесом задачу менять производства. Россию проблема глобального потепления касается в еще большей степени: по данным Росгидромета, средние температуры в стране растут в 2,5 раза быстрее, чем в целом на планете. Какие решения можно предложить бизнесу для повышения экологичности и энергоэффективности, рассказали представители компании Schneider Electric (предоставляет цифровые решения в области управления электроэнергией и автоматизации) на конференции «Визионеры», прошедшей на площадке Plus-one.ru.

Сергей Семёнов, вице-президент консалтинговой практики по Устойчивому развитию (ESG) компании Schneider Electric в Восточной Европе

Тех, кто обращается за помощью к Schneider Electric, можно разделить на две группы. С этого начал выступление Сергей Семёнов, вице-президент консалтинговой практики по Устойчивому развитию (ESG) компании Schneider Electric в Восточной Европе.

Первая — компании, которые занимаются экологическими проблемами уже 10–15 лет: им Schneider Electric разрабатывает и помогает реализовать долгосрочные стратегии в области устойчивого развития. «Первоначально это были репутационные проекты, затем бизнес понял, что устойчивое развитие — мировой тренд, за счет которого растет капитализация», — отметил Сергей Семёнов.

Вторая группа — ряд российских компаний без иностранного участия, которые начали внедрять принципы устойчивого развития недавно, буквально в прошлом и текущем годах. Толчком стал потенциальный риск потери рынков сбыта в Европе и в Америке — с 2026 года ЕС введет углеродный налог: он будет применяться к продукции из стран, не сокращающих выбросы.

Для российских компаний это означает, что необходимо как минимум считать и публиковать данные по охватам Scope 1 (прямые выбросы парниковых газов), Scope 2 (косвенные энергетические выбросы от использования сторонних энергоресурсов), а лучше и Scope 3 (выбросы, которые напрямую не относятся к производителю, но включают всю цепочку жизненного цикла товара — от закупки сырья и производства до утилизации).

Внимание к цифрам может иметь прямые финансовые последствия для бизнеса: вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков в своем выступлении на «Визионерах» пообещал совместно со Сбербанком подготовить метрики для подсчета объема выбросов СO2, энергоэффективности технологий, цикличности использования ресурсов и так далее. Эти данные станут поводом для выдачи компаниям выгодных «зеленых кредитов» со сниженной процентной ставкой.

«Многие клиенты откровенно говорят: „Нам необходимо сделать улучшения, чтобы охваты Scope оказались ниже, чем в среднем по индустрии. При этом вкладывать мы хотим как можно меньше“, — продолжил Семёнов. — Я уважаю тех, кто рассуждает в таком ключе, поскольку они достаточно прозрачны. То, что клиент сам обращается за помощью в этой области, — уже половина успеха».

ВИЭ не для всех

Газопоршневые электростанции, частотно-регулируемые электроприводы, вентиляция, которая оптимально функционирует, — все это должно комплексно использоваться на объектах компании, уверен Сергей Семёнов.

Однако есть два самых главных KPI (целевые показатели). Первый: вся модернизация должна окупаться; второй — компания, которая производит модернизацию, должна нести финансовую ответственность за достижение срока окупаемости проекта перед клиентом. В этом случае углеродный след уменьшится в объеме разработанной стратегии.

При этом Сергей Семёнов отметил, что компания не предлагает клиентам переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), если срок окупаемости возможного ВИЭ-проекта более 15 лет: «В первую очередь мы думаем, как сократить расходы клиента здесь и сейчас. Для этого у нас есть масса вариантов — от микрогенерации до солнечных панелей и ветровых установок».

Александр Саванович, глобальный вице-президент направления «Сервисы» по работе с партнерами и коммерческой трансформации Schneider Electric

Дольше и чище

На углеродный след влияет современное оборудование: технологии позволяют его легко модифицировать, дополнять другими функциями, а значит, могут увеличить срок его службы.

«Мы стараемся обеспечивать бесперебойную работу, продлевать срок эксплуатации оборудования, не доводить до ситуации, когда замена требуется быстро, — отметил Александр Саванович, глобальный вице-президент направления „Сервисы“ по работе с партнерами и коммерческой трансформации Schneider Electric. — Хороший сервис приводит к тому, что не создаются новое оборудование, новый углеродный след; не происходит аварий, которые могут сказываться на экологии. Экономия электроэнергии — то, чем мы занимаемся на ежедневной основе».

Для каждой страны и региона Schneider Electric разрабатывает локальные задачи. В России и СНГ стоит задача повысить уровень знаний по устойчивому развитию и лучшим практикам в этом направлении. В частности, компания организовала премию в области устойчивого развития «Зеленый свет»: ее миссия — формирование в стране экспертного сообщества. Премия впервые состоялась в ноябре 2021 года: ее интеллектуальным партнером выступила московская школа управления «Сколково».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Софья Корепанова