Житель столицы Бурятии Улан-Удэ, фотограф Сергей Шитиков уже десятки лет показывает красоту Байкала, где пока еще есть и сказочная тайга, и магия степей, и неописуемой красоты горы — словно с другой планеты. Plus-one.ru представляет галерею его лучших работ и мнение о том, как сохранить великое озеро.
Байкал — вся моя жизнь. Это походы по самым диким и интересным местам на планете, мои первые фотографии, источник размышлений о смысле жизни, способ самопознания. Бывает, заберешься на какую-нибудь скалу, чтобы найти наилучшую точку съемки, и тут поднимается страшной силы ветер, а камень под тобой так и качается. Или от приближающихся медведей шарахаешься. Косолапый сожрал одного моего приятеля-фотографа. Другого товарища в ущелье убило камнем. Да и штормы на Байкале меня не раз заставали на байдарке, причем ветер дул такой, что не давал провернуть поднятое весло. Из-за перепадов температур и высот ветер здесь врывается через ущелья со страшной силой — ты просто не успеваешь нигде укрыться. Нередко на байдарке приходилось ходить по ночам, когда на озере спокойно. Правда, тогда возникает другая опасность: торчащие из воды острые камни могут пропороть дно лодки — и ты утонешь.
Однажды в одном издании я прочитал правильную мысль: «Байкалу человек не нужен». Есть мнение, что сегодня во многих местах планеты природа уже настолько доведена «до ручки», что без искусственного контроля и регулирования якобы не сможет больше существовать... Но экосистемы Сибири и Байкала все еще достаточно сбалансированы, поэтому и без людей тут все будет нормально. Я убежден: убери человека — и природа быстро залечит раны.
Однако на юге Байкала строится все больше гостиниц и баз отдыха, причем часто без очистных сооружений. Все «добро» просто сливается в озеро, местная территория сильно загажена. Конечно, власти стараются контролировать ситуацию, чтобы и очистные сооружения были, и мусор вывозили из тех мест, куда можно подъехать на машине «культурно отдохнуть». Но этого явно недостаточно. Что уж говорить о популярных местах отдыха, бухтах Малого моря, где природе нанесен колоссальный урон, и мне как фотографу-пейзажисту там уже делать нечего.
Впрочем, в окрестностях Байкала живет немало благородных людей, которые просто так, поскольку душа требует, защищают природу. Например, сохраняют длинный и очень узкий песчаный остров Ярки (таких в мире больше нет): там регулярно высаживают деревья, чтобы те своими корнями удерживали песок и не давали острову размываться водами Байкала и впадающей в него реки Верхняя Ангара. Кроме того, энтузиасты убирают от мусора берега, особенно там, где большое скопление баз и разных мест отдыха. Беда в том, что засоряют природу здесь гораздо быстрее, чем очищают.
Жители сел и поселков Усть-Баргузин, Горячинск, Гремячинск и Нижнеангарск в буквальном смысле живут озером: и вода, и еда оттуда. И они, конечно, заботятся о Байкале. А вот жители крупных городов, таких как Иркутск и Улан-Удэ, приезжают сюда в основном, чтобы пожарить шашлыки.
Встречается и такое — кто «дает на лапу», делает, что пожелает: застраивает байкальские берега без соблюдения элементарных экологических норм и правил. Все это страшно и лично мне совершенно непонятно. Ведь Байкал — огромное богатство России, на которое зарятся и другие страны. Нужно сделать все для сохранности самого большого природного хранилища пресной воды на Земле.
Я люблю северную часть Байкала, которая наименее застроена и благоустроена для «цивилизованного отдыха». Там и сегодня можно найти много мест, где природа все еще в своей первозданной красоте. Мои самые любимые места — Чивыркуйский залив (Забайкальский национальный парк) и остров Ольхон (Прибайкальский национальный парк). Еще — неописуемые красоты старейшего в России Баргузинского заповедника (вместе с Фролихинским заказником) и Байкало-Ленского заповедника. Это подарок для фотографа в любое время года.
Мечтаю посетить участок заповедной Тажеранской степи, выходящей к озеру, а еще — пройти отрезок от Малого моря до истока Ангары. Немало мест на западном берегу Байкала еще ждут меня.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Записал
Глеб Нойфель
Фотографии
Предоставлены Сергеем Шитиковым