Как найти баланс между развитием туризма и защитой биоразнообразия? Ответ на этот вопрос — в колонке Екатерины Лисовской, заместителя директора по экологическому просвещению и туризму ФГБУ «Заповедники Таймыра».
Таймыр — регион, где уникальные флора и фауна сочетаются с геологическими и палеонтологическими богатствами. На Таймыре известны 287 видов животных и более 560 видов растений. В арктической части полуострова расположены Объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Плато Путорана» и биосферный резерват МАВ «Таймырский». На полуострове можно наблюдать за скоплениями перелетных птиц и следить за миграцией самой большой популяции дикого северного оленя в Евразии (около 500 тысяч голов).
В то же время для территории еще недавно были характерны такие проблемы, как стихийная застройка и бесконтрольное посещение, неразвитая туристическая инфраструктура, низкий уровень обслуживания и отсутствие целевых средств на развитие туризма в регионе, отсутствовал визит-центр.
В 2013 году Объединенная дирекция заповедников Таймыра разработала и опубликовала Концепцию развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях. Одно из направлений получило название «Норильские озера — отдых норильчанам» (НООН). Его цель — cнижение антропогенной нагрузки на систему озер для сохранения природного комплекса плато Путорана при использовании его в рекреационных целях. А в 2014-м мы приступили к развитию массового туризма в зоне Больших Норильских озер, входящих в охранную зону заповедника «Путоранский». Для этого необходимо создать современную туристическую инфраструктуру и популяризировать туристические маршруты.
Собственный вклад в эти проекты «Заповедников Таймыра» составил 9,3 млн рублей. Еще 6,8 миллиона поступило в качестве поддержки от компании «Норильский никель». В рамках программы реализовано три крупных проекта: «Снижение уровня браконьерства на Больших Норильских озерах путем создания условий для развития любительского рыболовства в верхней части бассейна реки Пясина», «Обустройство озер Лама — Глубокое — Собачье», «Экологический лагерь на озере Лама для выпускников школы волонтеров».
Они привлекательны не только интересными ландшафтами и объектами неживой природы, но и возможностью наблюдения за дикими животными, например — за путоранским снежным бараном (толсторогом). Проект 2016 года «Сохраним толсторога вместе» также получил финансовую поддержку «Норникеля». Реализация этой инициативы позволила объединить усилия широкого круга специалистов, молодых ученых, туристов, краеведов, исследователей территории и жителей Таймыра по сохранению краснокнижного вида. За три полевые недели волонтеры прошли 1146 км пеших маршрутов по диким малоисследованным местам плато Путорана. Им удалось наблюдать за 68 толсторогами (всего в заповеднике их обитает более 800). Ярким итогом проекта стал фестиваль «Путорана. Толсторог. Люди» в Музее Норильска.
В 2018 году «Заповедники Таймыра» приступили к реализации еще одного проекта, который будет способствовать развитию туристической инфраструктуры района Больших Норильских озер. Он получил название «Друзья Заповедников Таймыра». Проект даст возможность любому жителю Норильска не только стать настоящим волонтером заповедников, но и посещать их территорию и способствовать тому, чтобы другие горожане могли увидеть заповедные места. В этом году у нас рекорд: в общей сложности в наших проектах участвует 76 добровольцев. Это в том числе группа школьников и студентов, которая помогала нам организовать выставочные и массовые мероприятия зимой и весной.
Всего в 2017 году на наших территориях побывало 1465 туристов, а в 2016-м — 1717. Норильчане в основном посещают близкую к городу охранную зону заповедника «Путоранский». Приезжают даже группы с острова Сахалин, и все говорят, что хотели бы побывать у нас снова.
В рамках противодействия браконьерству мы направили предложения о внесении изменений в закон о любительском рыболовстве Красноярского края — они касаются выделения участков под рыбный промысел. По не зависящим от нас обстоятельствам документ до сих пор ходит по краевым инстанциям, так как решение этого вопроса переходит то к субъекту (району), то снова к краю. Мы не теряем надежды, что эти предложения будут приняты. При этом разъяснительная работа, которая велась в рамках этого проекта, повлияла на норильчан. Нам известны случаи, когда люди пересматривали свое отношение к месту, где они привыкли проводить свое свободное время. Кроме того, «Заповедники Таймыра» совместно с рыбинспекцией проводят рейды по предотвращению нарушения правил рыболовства.
О том, как повлияли наши недавние проекты на экосистемы региона, сказать пока сложно, так как природа реагирует на изменения не мгновенно. Думаю, оценить нашу работу мы сможем только через несколько лет. Наглядная реакция экосистем на масштабную программу «Норникеля» по снижению уровня выбросов вредных веществ тоже последовала не сразу: граница «зелени» подвинулась к городской агломерации несколько лет спустя — в 2016 году. Сегодня важнее то, что в обществе наметились изменения: растет количество людей, готовых реально помогать в сохранении природы.
Екатерина Лисовская, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму ФГБУ «Заповедники Таймыра»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции