Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления, — о примерах воплощения «зеленых» принципов в повседневной жизни.
Слово «экоустойчивость» становится модным, но мы не всегда понимаем его подлинный смысл. Моя личная «дружба» с этим понятием началась с мира fashion-индустрии, но в реальности оно имеет множество практических применений, которые, помимо пользы окружающей среде, улучшают качество нашей жизни и увеличивают прибыльность бизнеса.
Согласно отчету CDP, в 2017 году внедрение экоустойчивых решений поставщиками 99 крупнейших компаний мира позволило сэкономить $14 млрд, но это лишь верхушка айсберга, малая доля того, чего можно достичь благодаря экологизации производственно-сбытовой цепи. Если вы откроете страничку «Будущее сегодня» на сайте BBC, вы увидите по заголовкам, что экоустойчивые решения — главная тема на повестке дня. «Зеленые» трансформации скоро коснутся всех аспектов нашей жизни.
Возможно, вы уже пользуетесь экоустойчивой продукцией, даже не думая, что она является таковой. Возможно, вы вели более экологичный образ жизни в недавнем прошлом, а с наступлением эпохи тотального потребления отошли от него, но не забыли о нем, а теперь не знаете, как туда вернуться.
Давайте посмотрим, что означает экоустойчивость на бытовом уровне, какие решения улучшат нашу повседневную жизнь и сделают окружающий нас мир чище и экологичнее
Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области экоустойчивой моды и ответственного потребления
Наша первая остановка — британский микрозавод по производству спиртных напитков Greensand Ridge Distillery. Предприятие расположено в экологически благоприятном районе, среди полей и лесов графства Кент, на территории старинного охотничьего поместья. Поставлена цель — сократить экослед энергозатратного процесса перегонки и создать положительные изменения в окружающем мире.
Компании Greensand Ridge Distillery нет и трех лет, а ее продукция удостоена высших наград индустрии: золотой медалью The Spirits Business на конкурсе джина The Gin Masters 2017, серебряной медалью Всемирного конкурса крепких напитков 2017 г. в Сан-Франциско и серебряной медалью Международного конкурса вин и крепких напитков IWSC 2017. В 2018 г. компания признана «эталонной» зеленой инициативой на конкурсе The Spirit Business. Из пяти наименований продукции, представленных на сайте, на рынке пока появились только джин и малиновый бренди Raspberry Ghost. Яблочный бренди, ром Wealden и выдержанный в бочке джин (Barrel Aged Gin) сейчас зреют. А мы узнали, что готовится к выпуску еще один продукт, сливовый бренди, который можно будет попробовать следующей зимой.
Производители экоалкоголя помогают фермерам решать вопрос отходов урожая от перепроизводства и несоответствия продукции стандартам местной розницы в связи с естественными отклонениями фруктов, овощей или зерна от установленных норм в отношении размера, веса или формы, когда таковые не влияют на вкусовые и качественные свойства сырья, подходящего для ферментации и перегонки.
Основатель предприятия Вилл Эдж, получивший в Эдинбургском университете степень магистра по дистилляции и производству алкоголя, рассказал, что начал свое дело, руководствуясь желанием создать экологичные спиртные напитки класса «премиум». В 2017 г. мини-завод «спас» 30 тонн фруктов и ягод. В этом году, по словам Вилла, эта цифра должна удвоиться. На заводе также, в небольших количествах, производят «самогонный» виски из неиспользованного для сэндвичей хлеба. На это Вилла вдохновил пример его друга, владеющего пивоварней Toast, выпускающей продукцию на основе хлеба, который не был «утилизирован».
Кентское предприятие работает на ВИЭ — поставки осуществляет «зеленая» компания Good Energy. Вилл отметил, что на территории производства установлены солнечные панели, энергия от которых полностью покрывает потребности в освещении. Главное, по мнению Эджа, — отказаться от невозобновляемых ресурсов, газа и дизеля. Сам процесс ферментирования и перегонки также высоко оптимизирован с целью предотвращения потери тепла на всех этапах, что подразумевает изоляцию баков и «накопление» энергии.
Кроме того, на производстве сведено к минимуму применение химикатов. Вместо каустической соды и кислот, использование которых является стандартным на заводах по перегонке алкоголя, здесь даже бутылки для розлива очищаются воздушной струей, поданной под большим давлением; на предприятии не используется пластик, а вся тара и упаковка подвергаются вторичной утилизации или 100%-ной переработке. Органические жидкие отходы производства попадают в специальный биокомпост, а яблочный жмых идет на корм скоту.
А сейчас мы переместимся из доброй старой Англии в современный Берлин и посетим социально-ответственную и экоустойчивую компанию Einhorn («Единорог»), выпускающую презервативы. Процесс производства осуществляется в Малайзии — для этих целей там возродили органические плантации каучуковых деревьев. Сегодня эти леса отличаются биоразнообразием и экологической чистотой. До прихода Einhorn плантации обрабатывались химическими спреями, чтобы предотвратить возникновение густых зарослей, не позволяющих собирателям передвигаться по плантациям. «Единорогу» пришлось найти садовника — фактически «лесоруба», который может следить за состоянием лесов вручную. Сотрудники получают справедливую зарплату, премии; компания предоставляет им социальное страхование, медицинскую поддержку, оплачиваемые отпуск и больничные.
В первый год каучуковая плантация в Малайзии не приносила дохода. Владельцы провели опрос работников, чтобы выяснить, почему те не могут собрать запланированное количество каучука. Ведь сверх каждых 10 кг в месяц — среднестатистического стандарта «урожайности» и сбора, рекомендованного Малазийской сельскохозяйственной ассоциацией, — предлагался ежемесячный бонус. Но оказалось, что достичь этого показателя нереально. Кроме того, урожай сильно колебался в зависимости от сезона. По результатам многомесячного исследования Einhorn предложил новую бонусную систему: 3 кг каучука в сухие месяцы и 5 кг в остальное время года, — оставив зарплату на прежнем уровне. Каждый сотрудник по новой схеме ежемесячно получает бонус, составляющий около 15% зарплаты, против 5,1% на других плантациях, где ориентируются на завышенную норму. Практика Einhorn нестандартна для Юго-Восточной Азии. Когда конкуренты узнали о новой системе, они буквально не могли поверить в это, а управляющий плантаций боялся «мести».
Готовая продукция отправляется в Германию по морю. На сегодня каждый презерватив «Единорога» имеет экослед 9,45 г СО2. 5,99 г из них приходится на производство; 2,97 г — на транспортировку из Малайзии в Гамбург; 0,36 г — на плантации и подготовку резины; 0,12 г — на пересылку «зеленой почтой» покупателю; 0,01 г — на офис и склад Einhorn. Доставка клиенту осуществляется службой Deutsche Post, претендующей на титул «климатически нейтральной». Теперь главная задача Einhorn — экологизация производства. Компания отмечает, что подсчет углеродного следа не дает полной картины, и работает над анализом всего жизненного цикла изделия.
Одной из труднодостижимых задач было нахождение упаковки для пакетиков с презервативами, не содержащей пластика и продуктов животного происхождения. Эту проблему помогла решить немецкая компания BioBiene.
Вся печатная продукция выпускается «экологичными» типографиями, а к труду на складе в Берлине привлекаются люди с ограниченными возможностями из Лихтенбергских мастерских. За прошлый год они упаковали около 20 тыс. посылок и продолжают работу над способами оптимизации процесса.
50% прибыли компании возвращается в ее социальные и экоустойчивые проекты: в леса, где растут каучуковые деревья, и к работникам на плантациях и производстве. Полная сумма этих отчислений за 2017 г. составила €86, 114.
Использовав резиновое изделие, вы можете продолжать получать удовольствие от мысли, что не засоряете окружающую среду, потому что презервативы «Единорога» компостируемы.
Einhorn, девизом которой является «Творим добро с помощью безопасного секса», отметили на престижном конкурсе экоустойчивых компаний GreenTec Awards. За 1,5 года своего существования компания смогла выйти в финалисты. В мае 2018 г. жюри выберет победителя, и похоже, что Einhorn имеет высокие шансы на победу.
Наша последняя остановка — город Бристоль в штате Вермонт, США. Здесь, в лесном массиве на берегу реки, расположен цех ручного производства экоустойчивой клеенки для хозяйственных нужд на кухне, Bee’s Wrap, заменяющей пластиковые пакеты и пленки для хранения продуктов. Сара Кек, мать троих детей, начала разработку материала в 2012 г. Теперь производство поставлено на поток и бизнес вышел за границы семейного.
Основной компонент — хлопок, сертифицированный по стандарту GOTS, который используется и для одежды. На органическую основу наносятся чистый пчелиный воск из местных ульев, органическое масло жожоба и смола деревьев. Многоразовый компостируемый материал, больше всего напоминающий популярную в советские времена клеенку (сделанную совершенно не экологичным способом), принимает и держит форму заворачиваемого предмета. При интенсивном использовании клеенка, продающаяся наборами разных размеров, прослужит вам год — восковая пропитка со временем теряет свои свойства.
Экоустойчивое рядом, и оно не запрещено!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области экоустойчивой моды и ответственного потребления