Попасть в психиатрические учреждения человеку без паспорта, полиса и регистрации практически невозможно. А ведь при своевременном обнаружении проблем помочь таким людям намного легче.
2 и 3 ноября в Санкт-Петербурге прошла конференция благотворительной организации «Ночлежка» «Бездомность как комплексная проблема». По словам генерального координатора фонда «САМЮ Сосьяль Москва», магистра социологии Марии Седушкиной, примерно каждый седьмой бездомный имеет серьезные психические и неврологические проблемы.
В 2015 году Мария вместе с двумя врачами-психиатрами провела пилотное исследование среди 136 человек в Центре социальной адаптации имени Елизаветы Глинки. Участие в опросах приняли 21 женщина и 115 мужчин, что соответствует гендерной картине на улицах. «Мы выбирали всех, кто обращался за социальной помощью и ночлегом, а не тех, кто вызывал подозрение», — уточнила Мария.
Специалисты выявили острые психические и неврологические расстройства, такие как шизофрения и эпилепсия, у 16 человек. 52 были в критическом состоянии, но нуждались только в консультационном наблюдении. В общей сложности помощь психиатров в той или иной форме требовалась примерно половине людей из случайной выборки. Один человек нуждался в немедленной госпитализации. Правда, исследование имело пилотный характер, и для точной оценки нужна более масштабная работа.
Многим больным можно помочь. Однако попасть в психиатрические учреждения человеку без паспорта, полиса и регистрации практически невозможно. Без документов бездомного могут только экстренно госпитализировать, однако после выписки он снова оказывается на улице без наблюдения.
В этом вопросе необходимо тесное взаимодействие благотворительных организаций с медицинскими учреждениями. Без серьезного лечения человеку будет сложно вернуться к нормальной жизни. «Больной вопрос — как построить работу с бездомными людьми с ментальными нарушениями, потому что госучреждения, даже если они готовы взяться за человека, не предоставляют ему жилье; или предоставляют, но на ограниченный срок. А практика показывает, что вряд ли за этот промежуток времени человек настолько поправится, что сможет работать и снимать квартиру», — отметила Мария Седушкина, подчеркнув, что в связи с реформой системы психиатрического лечения места в медицинских учреждениях сокращаются, и все больше людей с ментальными нарушениями оказывается на улицах.
По словам руководителя волонтерской психологической службы «Ночлежки» Александры Сандомирской, «...так часто бывает: пока человек рос, он не обрел адаптационных навыков, не научился справляться с трудностями. И если возникает проблема, человек все бросает, а не продолжает бороться». Сандомирская подчеркивает, что успешные трудоустройство и решение квартирного вопроса могут оказаться недостаточными для социализации бывших бездомных, не получивших надлежащей психологической помощи: «Люди не могут удержаться на работе из-за отсутствия коммуникативных навыков».
Шесть волонтеров-психологов «Ночлежки» говорят с жителями приюта о жизненных ориентирах, перспективах, мечтах, помогают справиться с аутоагрессией. Но специалистов не хватает, да и пребывание человека в «Ночлежке», увы, ограничено. «А с большинством людей необходимо работать хотя бы полгода, чтобы чуть-чуть сдвинуть ситуацию с места, чтобы человек научился использовать свои внутренние ресурсы», — пояснила Александра.
По мнению эксперта, необходима продуманная программа для предотвращения проблемы бездомности в обществе: ее профилактика «должна начинаться с родителей, которые транслируют отношение к жизни детям. Это могут быть тренинги в школе».
На конференции также обсудили проблему помощи людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. По словам руководителя благотворительного проекта «Ресурсно-информационный центр «Каритас» Евгении Колпаковой, в реестре профессий нет консультанта по химической зависимости. Есть только соцработник, но работа с алкоголиками и наркоманами имеет свои особенности: специалисты должны подводить их к осознанию проблемы, правильно мотивировать. «Человеку нужно объяснять, что он не плохой, что он не изгой. Важно понимать, что алкоголизм — это верхушка айсберга. Провоцировать зависимость могут семья и насилие в социуме». К такому пациенту нужно относиться так же уважительно, как к больному туберкулезом или любой другой болезнью. Евгения настаивает: меры насильственного характера малоэффективны. «Основная идея лечения — научить человека оставаться трезвым там, где употребляют».
Острая проблема — псевдореабилитационные центры, где людей не только не лечат, но и избивают, заставляют бесплатно работать, забирают документы. «Объявлениями обклеены все столбы. Люди не знают, куда податься, и поэтому туда идут. Проблема — в низкой информированности», — пояснила Евгения Колпакова.
Но в действительности распознать подобные заведения, как правило, довольно просто: достаточно заглянуть на сайт. Если на ресурсе не указано, где проходит лечение, отсутствует конкретный план с описанием процедур и мероприятий, а есть только общие слова: «мы вам поможем», «гарантия 100%», «избавляем всех», то проект — сомнительный.
«Ночлежка» проводит международную конференцию по теме бездомности уже в третий раз. В этом году она собрала 90 сотрудников НКО и госучреждений, исследователей и преподавателей из семи российских городов, а также из Нидерландов, Финляндии и Литвы.
«Проблема бездомности — многоуровневая, комплексная. Поэтому важно, чтобы ее обсуждали специалисты из разных отраслей, — отметил председатель благотворительной организации „Ночлежка“ Григорий Свердлин. — Формат конференции позволяет посмотреть на проблему с расстояния — и благодаря этому вместе найти новые действенные способы реабилитации бездомных людей».
Мероприятие прошло при поддержке фонда им. Генриха Белля, фонда «КАФ» и генерального консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге.
Согласно переписи населения 2010 года, в России проживало 64 тысячи бездомных. В 2002 году их было в два раза больше: 143 тысячи.
Автор
Варвара Селизарова