В будущем самые распространенные экологически чистые товары могут стать дешевле обычных, российские в том числе.
Эксперты, собравшиеся в декабре в поселке Псебай Краснодарского края на конференции INTER ORGANIC-2017, обсудили, чего не хватает фермерам нашей страны, чтобы перейти на органическое производство, снабжать российских потребителей экологически чистыми продуктами и продавать их по более высоким ценам в Европу.
Согласно статистике НИИ органического сельского хозяйства (FiBL), в РФ насчитывается 82 производителя органики, а в отрасли используется 385 тысяч гектаров. Для сравнения, в Германии — 25 078 производителей при задействованных 1,088 млн га. Сейчас органический сектор занимает свыше 5% рынка США; самая большая доля — в Дании: 8,7%. В России же показатель составляет менее 1%.
Мировой рынок органики на протяжении последних 20 лет ежегодно растет на 15-20%. По данным Consumer Reports от 2015 года, такие продукты в среднем на 47% дороже обычных. Однако не исключено, что в будущем отдельные, самые распространенные экологически чистые товары станут, наоборот, дешевле.
«Мы отстаем от органического рынка Европы на 20 лет, но если еще 5-10 лет назад стоял вопрос, будет ли вообще существовать органическое сельское хозяйство в России, то теперь стоит вопрос о том, как быстро мы будем наращивать темпы. В этом году прибавилось еще 20 хозяйств»
Комментирует исполнительный директор Национального органического союза (НОС) Олег Мироненко
В этом году в нашей стране был хороший урожай пшеницы, но продавать ее вынуждены были чуть ли не ниже себестоимости. В то же время иностранные покупатели отмечали, что если бы она была органической, то и стоить могла бы вдвое дороже. По оценкам Мироненко, экспорт органики из России составляет до $4 млн. Эксперт отметил, что на соответствующие стандарты переходят в основном крупные сельскохозяйственные предприятия и холдинги, а для мелких фермеров это остается проблематичным.
В Европе 20 лет назад, как сейчас в России, единого стандарта для органической продукции не было. Каждый производитель мог написать на товаре «натуральный», «эко», «органик», «био». Это запутывало покупателя и снижало доверие к отрасли. Но позднее независимые эксперты, законодатели и производители разработали стандарт органической продукции, дающий право наносить маркировку: в США — USDA Organic, а в Европе — «Евролист» (Euroleaf).
С 1 января 2018 года в России начнет действовать ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», который, по мнению участников конференции, в целом соответствует надлежащим стандартам, однако носит лишь рекомендательный характер и не может служить для регулирования рынка.
Закон об органическом сельском хозяйстве в РФ разрабатывался с 2002 года. В этом декабре его одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности, и он будет внесен в Госдуму. Участники INTER ORGANIC отметили, что в законе содержатся положения, противоречащие стандартам органического земледелия: так, документ допускает использование химических средств. По словам Олега Мироненко, внесение корректировок может замедлить обсуждение законопроекта в Госдуме в следующем году.
Кроме того, аграриям России не хватает консультантов, которые поясняли бы, как именно переходить на зарубежные стандарты в органике. Несмотря на то, что в стране работают специалисты, проводящие сертификацию, они не могут консультировать производителей, потому что должны оставаться независимыми.
Участники рынка обсудили причины практически полного отсутствия органической продукции на прилавках отечественных магазинов. Главный фактор — то, что не создан национальный органик-знак. Кроме того, лишь несколько десятков хозяйств имеет международную сертификацию. Пройдя ее и начав продавать товары за рубеж, они отмечают рост заказов уже после первой сделки. Из-за отсутствия регулярных поставок, маленьких объемов производства и небольшого ассортимента, крупные торговые сети не могут выделить для органики отдельный отдел или полку.
Производители могут использовать дотации в рамках текущих программ Минсельхоза РФ и Краснодарского края, при активной кооперации фермеров. По мнению директора Института органического сельского хозяйства Ивана Гараева, основная потребность — комплексное развитие сектора: строительство теплиц, крупные овощные проекты, разбивка садов. «Я думаю, процентов на 70 вложения в органическое сельское хозяйство будут российскими. Я вижу такую тенденцию среди инвесторов», — отметил Олег Мироненко.
Участники рынка обсудили возможность выпуска криптовалюты как инвестиционного инструмента для обеспечения нужд отрасли.
По словам Ивана Гараева, проекты российских ученых в области биологической защиты растений и очистки почв от пестицидов опережают иностранные аналоги.
Заведующий кафедрой трансфера инноваций Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Амирхан Занилов и заместитель директора по науке и инновациям Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений Владимир Исмаилов пояснили, что использование научного подхода в органическом сельском хозяйстве позволит снизить себестоимость по сравнению с химическим производством, а также повысит урожайность, качество продукции и увеличит срок ее хранения.
Как уточнил Иван Гараев, вместо химикатов в биопрепаратах используются естественные враги вредителей или сорняков: например, грибы, которые разъедают панцирь жуков.
Однако, по оценкам выступивших ученых, себестоимость удастся снизить только в растениеводстве, а мясомолочная органика по-прежнему будет дороже из-за более строгих требований к содержанию животных и птиц.
Олег Мироненко отмечает, что в России слишком велик разрыв между научными разработками и их применением на практике. Если его удастся преодолеть, то отечественные биопрепараты станут использовать повсеместно. В противном случае в стране продолжат опираться на адаптированные к российским условиям зарубежные технологии.
По итогам конференции ее участники рекомендовали правительству РФ создать концепцию развития органического сельского хозяйства до 2030 года и ускорить принятие ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» и внесение изменений в законодательные акты, а региональным профильным министерствам — разработать программы поддержки отрасли и продумать государственную систему продвижения органической продукции на зарубежных рынках.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Наталья Парамонова