Автомобили будут следить за здоровьем водителя

Искусственный интеллект сможет считывать медицинские показания и предотвращать аварии, связанные с ухудшением самочувствия человека за рулем

Производители автомобилей постоянно модернизируют технологию безопасности. Эксперты уверены, что совсем скоро на рынок выйдут сразу несколько новинок автомобильных систем безопасности, основанных на технологиях искусственного интеллекта. Система, интегрированная в бортовой компьютер машины, сможет не только следить за дорогой и безопасностью движения, но и за состоянием самого водителя. Медицинские датчики будут считывать пульс, частоту сердцебиения и кровяное давление, а умная программа проанализирует данные и в случае экстренной ситуации самостоятельно вызовет врачей. О последних разработках автоконцернов рассказывают обозреватели телеканала CNBC.

Два автоконцерна, японская Toyota и американский Ford, независимо друг от друга работают над созданием «умных» систем безопасности. Производители автомобилей ищут способ заставить бортовой компьютер считывать информацию с биометрических датчиков с тем, чтобы в случае потери сознания водителем машина могла бы съехать на обочину и отправить сигнал бедствия в службу спасения.

Идеи из Японии

Как утверждает Чак Гулаш, директор научно-исследовательского центра в области безопасности компании Toyota в США, наиболее эффективным будет мониторинг сердечной деятельности и уровня сахара в крови водителя, поскольку именно проблемы с сердцем или диабетический приступ часто становятся причинами аварий. Он сослался на исследование Национального управления безопасностью движения на трассах США 2009 г., в котором было установлено, что диабет стоит за 20% аварий, вызванных ухудшением здоровья водителя. Еще 11% таких ДТП были вызваны сердечными приступами.

«Мы уже 30 лет с научной точки зрения оцениваем критерии аварийности и результаты краш-тестов, но исследований физиологических показателей до сих пор не проводилось», — заметил Гулаш.

Опасности: диабет и сердечный приступ

«Обострения сердечно-сосудистых заболеваний за рулем чрезвычайно опасны, потому что больной может потерять сознание, — отмечает профессор Нитиш Бадхар, директор программы обучения кардиологической электрофизиологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. — Люди, рискующие получить сердечный приступ, не всегда знают об этом. И система, которая может обнаружить опасное учащение сердечных сокращений, съехать с дороги и вызвать подмогу, была бы очень полезна».

Что же касается диабета, то согласно данным Американской ассоциации диабетологов, более 30 млн взрослых в стране страдают от этого недуга. Большинство из них могут управлять автомобилем наравне со здоровыми людьми, но исследования свидетельствуют, что уровень аварийности у диабетиков на семь процентов выше, чем у обычных граждан.

«Система медицинского автомониторинга сделала бы вождение более безопасным для больных диабетом, — считает Дэн Лорбер, председатель Национального комитета по адвокатской защите Американской ассоциации диабетологов. — Если уровень сахара в крови падает достаточно низко, когнитивная функция может уменьшаться. И компьютерная система помогла бы пациенту заметить, что с ним происходит».

Американские разработки

Компания Ford также работает над тем, чтобы связать данные с автомобильных датчиков и гаджетов, которые может носить водитель, и помочь системе определять состояние человека в любой момент времени. Кроме мониторинга сердечного и дыхательного ритмов, измерения уровня глюкозы в крови и температуры кожи, американцы разрабатывают безопасный и ненавязчивый способ измерения мозговых волн, чтобы с их помощью определять тревогу водителя.

«Технология измерения мозговых волн существует и сегодня, если вы готовы ездить в шлеме, заполненном датчиками, — замечает Гэри Струмоло, менеджер по анализу автомобильных моделей и исследований в области информационных технологий. — Но для того, чтобы технология работала на рынке, она должна быть надежной и относительно незаметной для потребителя».

По словам Струмоло, ненавязчивые, но вместе с тем надежные датчики могут выйти на рынок в ближайшие 5-10 лет.

Технологии, которые уже существуют

В одной из моделей Cadillac от General Motors предусмотрен датчик, отслеживающий осведомленность и внимательность водителя. Эта система использует камеру и инфракрасные датчики, с помощью которых отслеживает положение головы водителя, и анализирует, на что он смотрит. Если компьютер определяет, что водитель перестал обращать внимание на обстановку вокруг, то он заглушит двигатель и обратится за помощью. Подобные системы, страхующие уснувших водителей, есть и у других компаний.

В некоторых моделях Mercedes Daimler есть тормозная система, которая может привести к остановке транспортного средства и совершить экстренный вызов, когда в программе активного рулевого управления автомобиля обнаружено, что водитель больше не управляет машиной. Также Mercedes работает над системой для профессиональных водителей грузовиков и автобусов, которая включает в себя сенсорный жилет с датчиками электрокардиографии. А японская Honda развивает систему с искусственным интеллектом, которая может определять эмоциональное состояние водителя. На основе полученного результата она может рекомендовать успокаивающую музыку для водителей с повышенным сердечным ритмом или мороженое для людей с высокой температурой тела. Датчик распознавания лица может также заметить проявление нездоровья и задать человеку вопрос: «Эй, Ник, ты в порядке? Твой сердечный ритм и дыхание изменились». Но самостоятельно действовать по ситуации компьютер пока не научился.

«Скажем, водитель по имени Ник не отвечает на многочисленные обращения. И тогда, было бы хорошо, чтобы система взяла управление на себя, приняла решение позвонить 911 и одновременно безопасно маневрировала бы транспортным средством в сторону обочины, чтобы дождаться помощи экстренных служб, — говорит представитель Honda Маркос Фроммер. — Это задача будущего, но мы работаем над ее решением уже сегодня».