Ожидается, что уже через год список «безугольных» государств расширится до 50 участников
На XXIII Конференции ООН по вопросам изменения климата (COP23) в Бонне, которая проходит с 6 по 17 ноября, объявлено о создании Альянса пост-угольной энергетики (Powering Past Coal Alliance), куда на данный момент вошли 20 государств. В том числе Великобритания, Франция и Канада, а также два американских штата: Орегон и Вашингтон. Участники Альянса намерены полностью отказаться от угольной генерации к 2030 году.
Ожидается, что организация расширится до 50 участников уже к следующей конференции COP24, которая пройдет в одном из самых загрязненных городов Европы — польском Катовице.
«Угольные станции производят почти 40% электроэнергии в мире, что делает выбросы CO2 от сжигания угля основной причиной глобального потепления», — говорится в декларации Альянса. Как отмечается в документе, недавнее исследование показало, что от сопутствующего загрязнения ежегодно умирает 800 тысяч человек по всему миру.
Участники Альянса напомнили, что, согласно докладу Европейского климатического фонда (European Climate Foundation, ECF), для успешной реализации целей Парижского соглашения, предполагающего ограничение роста глобальной температуры в этом веке уровнем 1,5-2°C, страны Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) должны отказаться от угля к 2030 году, а весь остальной мир — к 2050-му. В декларации также отмечается стремительное падение стоимости ветровой и солнечной генерации.
Между тем крупнейшие угольные державы — США (за исключением двух штатов), Китай, Россия и Австралия — пока не вошли в Альянс.
«Отказ от угля необходим срочно, потому что этот вид топлива в буквальном смысле душит и убивает людей. Меняется рынок, меняется мир. Уголь уже никогда не вернется», — заявила на посвященной обнародованию декларации пресс-конференции Кэтрин Маккенна, канадский министр по вопросам окружающей среды и изменения климата.
Генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин отметил в комментарии Plus-one.ru, что для России создание Альянса означает «либо возможность вместе со всеми строить пост-угольное будущее, используя немалый собственный потенциал (прежде всего — ВИЭ, но отчасти и газ), а также имеющиеся в мире наработки и технологии, если страна присоединится к Альянсу; либо дальнейшую изоляцию и консервацию отсталости, если Россия будет настаивать на своем угольном, и шире — углеводородном выборе».
Как уточнил руководитель программы «Мировая экономика» НИУ ВШЭ Игорь Макаров, на участников Альянса приходится лишь малая часть мирового потребления угля. Поэтому декларация принципиально не изменит ситуацию на рынке. Однако ее «стоит рассматривать как часть более общей тенденции отхода от этого вида топлива, которая также затрагивает и ведущих потребителей. Все более масштабные меры по замене угля другими источниками энергии (в первую очередь, газом и ВИЭ) предпринимаются и в крупнейших угольных экономиках — Китае и Индии. Не подлежит сомнению, что доля угля в энергобалансе будет снижаться по всей планете, и Парижское соглашение стало одним из важных этапов этого процесса», — считает эксперт.
Руководитель пресс-службы «Сибирской генерирующей компании» Наталья Ефимова в комментарии Plus-one.ru заявила: «натекущий момент и в обозримом будущем отказ от угля в России невозможен. В частности, уголь является основным и зачастую единственным топливом для многих регионов Сибири. Теплоэлектростанции, работающие на угле, обеспечивают не менее 50% потребностей Сибири в электрической энергии и большую часть потребностей в тепловой. В реальности замещение угольных станций возобновляемыми источниками фактически невозможно: из-за непостоянности их мощности и сильной зависимости от погодных условий — в действительности ВИЭ, как правило, выдают не более 10% их установленной мощности, а покрытие недостающей нагрузки происходит за счет традиционной генерации. Замещение угля, например, газом потребует масштабной прокладки газовой инфраструктуры на огромных территориях Сибири, что, во-первых, связано с огромными финансовыми вложениями, которые не могут себе позволить ни бюджет, ни компании, ни потребители, а во-вторых, приведет к многократному росту стоимости электрической энергии и затрат на поддержание данной инфраструктуры. Масштабы нашей страны несоизмеримы с большинством стран мира, что всегда необходимо учитывать, сравнивая Россию с другими участниками процесса. И отказ от угля в нашей стране невозможен без серьезных и, возможно, даже катастрофических последствий для экономики, социальной сферы и коммунальной инфраструктуры».
После США и Китая Россия занимает третье место в мире по разведанным запасам угля. Согласно отчету Аналитического центра при правительстве РФ «ТЭК России-2016», несмотря на снижение добычи угля по всей планете в прошлом году, его добыча в нашей стране выросла на 3,1% по сравнению с 2015 годом: это связано с увеличением экспорта в Южную Корею, Японию, Китай, Турцию и другие государства. Внутренний спрос сократился на 5,3%.
В Альянс пост-угольной энергетики вошли следующие страны: Австрия, Ангола, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Коста-Рика, Люксембург, Маршалловы острова, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Сальвадор, Фиджи, Финляндия, Франция, Португалия, Швейцария.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Наталья Парамонова