Эксперты уверены, что оценка углеродного следа должна выходить за пределы территорий населенных пунктов
Углеродный след городов оказался намного больше, чем предполагалось ранее, из-за глобальных цепочек поставок. Поэтому, как выяснили климатологи из Потсдамского института изучения климатических изменений и Института мировых ресурсов, косвенные выбросы СО2 должны быть включены в модели оценки углеродного следа городов. Косвенные выбросы выходят за пределы городов и распространяются даже на другие континенты. Исследование было опубликовано в научном журнале Scientific Reports.
Авторы исследования предлагают применять новую модель для оценки выбросов СО2 в городах, оценивая показатели не только внутри самого населенного пункта, но учитывая также выбросы парниковых газов при производстве и транспортировке товаров и продуктов для города. Сейчас оценки выбросов СО2 часто касаются лишь источников, которые находятся внутри города.
Новый подход в расчете выделения СО2 авторы работы обозначили как модель с учетом более ранних выбросов. Исследование строилось на сравнении разработанной модели с традиционным подходом оценки углеродного следа только на территории города. Как отмечают авторы работы, новая модель должна помочь мегаполисам получить больше рычагов воздействия на изменение климата.
Они сравнили данные уровней углекислого газа по двум моделям в четырех городах: Мехико, Берлине, Нью-Йорке и Дели. Для Нью-Йорка и Берлина новые данные говорят о значительно большем углеродном следе. Кроме того, половина ранних выбросов СО2 в Берлине происходит за пределами Германии, в России и Китае, из-за цепочки поставок.
«Те сферы, для которых характерен большой углеродный след внутри городов, также ответственны за ряд более ранних выбросов СО2 в цепочке поставок. Как пример — жилье и автомобили», — отмечает один из авторов исследования, климатолог Потсдамского института изучения климатических изменений Питер-Пол Рихлер.
Используемые при строительстве зданий цемент и сталь — энергоемкие материалы. Если вместо их применения в городе будет расти применение низкоуглеродных строительных материалов, то это поможет значительно снизить косвенные или более ранние выбросы СО2. В этом смысле положительно скажутся также повышение стандартов тепловой изоляции зданий, так как это снижает спрос на топливо для отопления дома.
Если говорить о транспорте, то эксперты напоминают о важности развития общественного транспорта внутри городов. Уменьшение количества машин на дорогах снижает выбросы СО2. Исследователи добавляют, что городские муниципалитеты также могут повлиять на решения относительно топлива для поездов метро и автобусов. Отдавая предпочтение альтернативным источникам энергии, город автоматически сокращает углеродный след расположенных за пределами городов угольных электростанций.
«Измерение косвенных выбросов СО2 городов ранее считалась практически неосуществимым, сравнивать разные города по этим показателям было невозможно», — говорит один из авторов исследования, специалист Потсдамского института изучения климатических изменений Хельга Вайс. Она проанализировала доступные данные по экономическим ресурсам выбранных городов и данные по производству товаров и услуг, объединив их с данными по интенсивности выбросов СО2 при производстве в разных секторах.
Как подчеркивает Вайс, методология может быть применима для любых городов и может помочь в разработке более эффективных программ по снижению углеродного следа в городе и за его пределами.
«Сила городов заключается в том, что они представляют собой взаимосвязанные системы, что порой недооценивают муниципалитеты и международное сообщество», — подчеркивает Вайс.