Евросоюз намерен предотвратить обвал цен на углеродные квоты после Brexit

Власти Евросоюза намерены предотвратить массовую распродажу квот на выбросы парниковых газов в преддверии Brexit — выхода Великобритании из блока в 2019 году. Об этом сообщает агентство Reuters. Соединенное Королевство является вторым по величине источником выбросов CO2 в Европе, а его коммунальные предприятия — одними из крупнейших покупателей разрешений. ЕС опасается, что Британия может демпинговать свои квоты — особенно в случае провала переговоров по Brexit. Это, в свою очередь, может вызвать резкое падение цен: компаниям будет дешевле покупать разрешения на выбросы, чем делать инвестиции в средства контроля над эмиссией.

Электростанция в Англии

Евросоюз запустил схему торговли выбросами в январе 2005 года. Цены на рынке квот с 2011 года упали с $30 до $5,3 за тонну. Как отмечает портал Environmental Leader, это связано с решением Евросоюза раздавать слишком много разрешений на выбросы, что привело к их избытку.

По данным Reuters, Европарламент уже в ближайшее время рассмотрит законопроект, согласно которому все квоты страны в случае выхода из блока аннулируются. «Поправка важна, чтобы убедиться, что в случае жесткого Brexit у Великобритании не будет никаких преимуществ», — заявил представитель Европейской народной партии (EPP) Петер Лизе.

В рамках политики ограничения промышленных выбросов правительства европейских стран устанавливали предельные уровни загрязнения, а затем распределяли квоты по отраслям промышленности или продавали их на аукционах. Те компании, которые смогли уложиться в меньшие объемы выбросов, чем было предусмотрено купленными квотами, могут сохранить свои разрешения для будущего использования или продать их другим предприятиям, которые не могут выполнить свои обязательства по эмиссии.

Большинство аналитиков считают, что Великобритания останется частью системы квотирования, по примеру Норвегии, которая участвует в этой схеме, не будучи членом ЕС.

«Если участник системы ее покидает, то он не может сохранить за собой права и перепродать их. Распределение таких прав проводится в жесткой зависимости от конкретного множества источников выбросов. То, что это „элементарное правило“ не было законодательно закреплено, является оплошностью и свидетельствует о неспособности создать хороший рынок»

Антон Галенович, генеральный директор Агентства экологических и энергетических рынков

Антон Галенович, генеральный директор Агентства экологических и энергетических рынков

Гендиректор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин согласен с тем, что Соединенное Королевство может остаться частью системы квотирования.

«Нужно учитывать то, что Великобритания уходит, хлопнув дверью. Совершенно нормально, если у нее заберут эти квоты, хотя это не решит всех недостатков системы квотирования».

Михаил Юлкин, генеральный директор Центра экологических инвестиций

Михаил Юлкин, генеральный директор Центра экологических инвестиций

Проблема выдачи разрешений сверх меры связана еще и с тем, что власти не наладили эффективные механизмы перераспределения полученных за квоты денег: «Аналогичное заблуждение есть и в России: что можно внести одну систему регулирования выбросов, и она решит все проблемы», — отмечает эксперт. С точки зрения Михаила Юлкина, самая удачная система действует в Калифорнии, где квоты выдаются не раз в год, а на специально назначаемых аукционах.

Автор

Екатерина Селиванова