Крыша — лучшая батарейка

Еще до момента объявления цен на «солнечную черепицу» от Tesla ее уже раскупили в предзаказе до 2018 года. Минимальная сумма заказа составляла на тот момент $1000.

В ноябре прошлого года компания Илона Маска приобрела убыточное, погрязшее в долгах предприятие SolarCity Corp., производившее солнечные панели. СМИ неоднократно отмечали рискованность покупки: на каждый заработанный SolarCity от продаж доллар приходилось шесть потраченных, а долги компании исчислялись миллиардами. Тем не менее, сделку одобрили 85% акционеров Tesla, а сам Илон Маск назвал ее частью своего «Большого плана» по развитию технологий производства и хранения энергии. После покупки SolarCity компания Tesla Motors стала называться просто Tesla, подчеркивая тот факт, что ее деятельность вышла за пределы автопрома.

Создание Solar Roof анонсировали еще до завершения сделки, в октябре 2017-го. Черепица состоит из текстурированных стеклянных плит, треть которых в базовой комплектации содержит в себе фотогальванические ячейки. По желанию заказчика число плиток с фотоэлементом можно увеличить или уменьшить. По словам Илона Маска, такая крыша способна не только снабжать дом электричеством, но и плавить выпавший снег, если в комплекте с ней идут нагревательные элементы. В отличие от традиционных солнечных панелей, которые нередко ставят на крышах домовладельцы, изобретение Tesla внешне похоже на обычную черепицу и предложено на сайте в четырех вариантах: глянцевая, матовая, стилизованная под глину и камень.

Поглощаемая фотоэлементами энергия аккумулируется батареей Powerwall и может быть доступна в любой момент. Обеспечивая таким образом энергетическую автономию здания в случае отключения его от центральной энергосети.

Заявление Маска о том, что крыша от Tesla обойдется дешевле других покрытий, наделало немало шума в прессе и кое-где было даже неверно истолковано. Ведь один квадратный метр покрытия обойдется покупателю в $235, при этом компания проводит как установку новой крыши, так и демонтаж старой; по словам Илона Маска, это дешевле, чем установка кровли из обыкновенной черепицы (а не любого другого покрытия).

Описание товара на сайте Tesla подчеркивает его долговечность: покупателю предоставляется бессрочная гарантия на саму черепицу, и 30-летняя — на производство электроэнергии. Поклонников Tesla новинка взволновала так, что еще до момента объявления Tesla цен на «солнечную черепицу» ее уже раскупили в предзаказе до 2018 года. Минимальная сумма предзаказа составляла на тот момент $1000 (сейчас — $800).

Директор АНО «Институт энергоэффективных технологий в строительстве» Владимир Сидорович отметил, что идея «солнечных крыш» не нова: SolarRoof всего лишь является более изящным ее воплощением. «В Австралии солнечные панели есть в каждом четвертом домохозяйстве. Много людей пользуется ими в Германии и США. Предложение от Tesla — эксклюзивное решение для богатых людей, которое дает те же выгоды, только еще и выглядит более эстетично. Но вряд ли такая черепица будет широко использоваться», — подчеркнул он в комментарии «+1».

Между тем покрытие с фотоэлементами сегодня используют не только для установки на крышах. В апреле 2017 года в Нормандии (Франция) был введен в эксплуатацию маршрут Wattway с генерирующим электричество дорожным покрытием. Экспериментальная автодорога проходит через городок Турувр-о-Перш. По данным министерства охраны окружающей среды Франции, выработка энергии составляет 280 мегаватт-часов в год с ориентировочной электрической мощностью 767 киловатт-часов в сутки. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить общественное освещение Турувра с его 3400 жителями. Аналогичный проект в США пытается реализовать компания Solar Roadways, подсчитавшая, что воздействию солнечного света в стране подвергаются 72 тыс. кв. км асфальтовых и бетонных поверхностей.

Солнечные панели в Турувре сделаны на основе кремния и покрыты прозрачной смолой, что, по замыслу разработчиков, позволит им выдерживать массу проезжающих грузовиков. Однако критики проекта считают, что «солнечная дорога» не так практична, как батареи на крышах домов, ведь угол наклона крыш помогает лучше улавливать солнечные лучи. Сомнения вызывает и ее дороговизна: длина дороги — всего один километр, а в строительство было вложено 5,2 млн евро. Так что стоимость покрытия оказалась в 13 раз выше, чем у устанавливаемых на крышах солнечных панелей.

«Это интересно с академической точки зрения как эксперимент, но массового применения у таких проектов не будет, потому что они просто невыгодны по стоимости, — считает Владимир Сидорович. — Есть объекты намного эффективнее дорог с точки зрения полезной площади. К тому же, мы не знаем, будет ли такое покрытие долговечным».

Однако глава рабочей группы по вопросам изменения климата РСПП Михаил Юлкин считает, что России следует брать на вооружение все успешные эксперименты в области солнечной энергетики и что утверждение о ее «ненужности» в стране с умеренным климатом — не более чем распространенный миф. «Если мы посмотрим на показатели солнечной радиации на Алтае, то увидим, что он не уступает другим частям света, где солнечная энергетика есть. Там довольно-таки светло. А на Крайнем Севере солнце светит целых полгода, это создает поле для использования подобных технологий. Причем сочетание солнечной энергетики с ветровой у нас на севере уже используется „Газпромом“, — рассказывает Юлкин. — Они свои объекты инфраструктуры обеспечивают энергией за счет подобной комбинации. Что касается „солнечных крыш“, то как бы медленно ни шло распространение подобных технологий, за ними — будущее коттеджного строительства. А в перспективе и строительства многоэтажного».

Эксперт добавил, что для массового внедрения малой энергетики потребуется новая энергосеть. «Сегодня наши сети способны только направлять энергию из точки А в точку Б. А завтра понадобятся такие, которые передают энергию в любую точку, по принципу интернета. И здания — поставщики энергии тоже смогут быть частью этой системы».

Автор

Людмила Брус