В дорожной пыли преобладают частицы изношенных шин

30% микропластика, попадающего в океаны — это частицы шин

Ученые из Пенсильванского университета (США) выяснили, что от транспорта в атмосферу помимо выхлопных газов попадают крошечные частицы шин, тормозных колодок и дорожного покрытия, которые поднимаются в воздух от движения автомобилей. На участках с более интенсивным движением обнаружено на 30% больше частиц, среди них преобладают продукты износа шин. Об этом сообщает Phys.org.

«У нас недостаточно информации о дорогах, — считает руководитель исследования, профессор кафедры наук о Земле и окружающей среде Пенсильванского университета Рето Гире. — Если трассы загружены, много автомобилей и грузовиков, пыль с дорог поднимается в атмосферу и мы ей потом дышим. Чтобы выяснить, как эти частицы влияют на здоровье, важно понять, из чего состоит дорожная пыль».

Исследование показало, что 90% частиц пыли у обочин были связаны с автомобильным движением. При этом на трассах с медленным движением было обнаружено меньшее количество частиц от износа тормозных колодок, но большее — от износа шин. На шоссе, где машинам приходится чаще останавливаться, замечено большее количество частиц от тормозных механизмов. Исследователи также заметили, что если погода была сухой и теплой, в воздухе наблюдалось большее скопление частиц. По словам Гире, повышение температуры, связанное с изменением климата, может усугубить ситуацию.

Гире объединился с коллегами из Федерального научно-исследовательского института автомобильных дорог Германии, Немецкой метеорологической службы и Университета Фрайбурга для отбора проб и анализа воздуха вдоль обочин. В 2017 г. они опубликовали результаты исследования, изучив состояние воздуха на двух немецких автотрассах разной загруженности.

Чтобы изучить пыль, исследователи использовали пробоотборники с прозрачным липким покрытием на дне. Ученые проверяли пробы каждую неделю и меняли липкую «ловушку». Команда сначала использовала оптический микроскоп для анализа собранных частиц, позже подключила мощный растровый электронный микроскоп, чтобы максимально точно определить их состав.

В исследовании с использованием растрового электронного микроскопа основное внимание уделялось крупным частицам дорожной пыли более 10 мкм (для сравнения, диаметр человеческого волоса — 75 мкм). Такие частицы менее вредны для здоровья, чем более мелкие частицы, которые легче вдохнуть. Тем не менее эти более крупные частицы могут накапливаться в водоемах и почве, влияя на дикую природу и, возможно, сельскохозяйственные культуры.

Гире заметил, что почти 30% микропластика, попадающего в океаны — это частицы шин. Ученый обратил внимание, что ежегодно около 4 млн человек умирают от загрязнения воздуха и 2 млн — из-за загрязнения воды.

Как отмечает Phys.org, производители шин и тормозных колодок не раскрывают состав своей продукции, но известно, что некоторые из них используют цинк, свинец, сурьму, силикаты, кадмий и асбест. Эти вещества могут представлять угрозу для здоровья, если они попадают в атмосферу, в том числе при сжигании.

Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, ученые предлагают успокоить трафик, например, отрегулировать светофоры таким образом, чтобы уменьшилось количество остановок автомобилей.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.