Волонтерские программы помогают развивать полезные навыки сотрудников

Ученый из Вермонтского университета выяснил, какие факторы этому способствуют

Некоторые волонтерские программы помогают сотрудникам улучшить профессиональные навыки, считает профессор Вермонтского университета Дэвид Джонс. Для этого волонтеры должны заниматься значимым делом, выполнять непривычные функции в социально благоприятной среде. О работе ученого, опубликованной на портале Национального центра биотехнологической информации США, сообщает Phys.org.

Специалист опросил 74 сотрудников технологических компаний Google, Cognizant Technology Solutions, производителя сетевого оборудования Cisco Systems и Fidelity, оказывающей финансовые услуги. В течение 10 недель волонтеры преподавали на факультативах для малообеспеченных учеников средней школы, организованных некоммерческой организацией Citizen Schools. Специалисты работали по полтора часа в неделю и разбирали с детьми основы финансового планирования, рассказывали о карьерных возможностях в научно-технических сферах.

Ученый поговорил с волонтерами до и после программы и выяснил, что половина участников улучшила лидерские, ораторские и наставнические качества, навыки проектного и тайм-менеджмента, научилась мотивировать других, выражать обратную связь.

Один из респондентов признался, что стал лучше строить коммуникацию. «Разговаривать с группой учеников средней школы — трудная миссия. Ты должен вовлекать в процесс. И это зависит не только от того, что я преподаю, но то, как я это делаю, — рассказал он. — Мои публичные выступления улучшались каждый раз, когда я участвовал в волонтерских активностях Citizen Schools. Теперь я ежедневно использую этот навык в Google».

Как считает Джонс, программа оказалась успешной, потому что волонтеры практиковали определенный навык, занимаясь значимым делом. При этом, выполняя непривычные функции, они знали, что рядом есть люди, которые поддержат в случае неудачи. По его словам, организаторы многих корпоративных программ не соблюдают даже одного условия. «Мероприятие длится день, и сотрудники собирают мусор или сдают деньги на дело, которые они не стремились поддерживать», — рассказал Джонс.

Ученый также предположил, что развитие навыков зависит от личных свойств добровольца. «Волонтеры, более уверенные в том, что смогут улучшить определенные навыки, получили от курсов больше. Так могло получиться из-за того, что люди с большей верой в собственную эффективность во время курсов ставят себе цели и планируют, как они будут реализованы. Затем они используют навыки, связанные с работой, чтобы достичь результата, в то время как их менее уверенные коллеги могут нервничать и бояться пробовать новое», — отметил эксперт.

По мнению Юлии Гришиной, руководителя социальных проектов и благотворительных программ Группы QIWI, волонтерские программы действительно расширяют набор профессиональных компетенций сотрудников компании, при этом предоставляют им возможность внести свой профессиональный и интеллектуальный вклад в тот или иной социальный проект.

«Сегодня компания может составить несколько видов волонтерских программ, одни из которых направлены на развитие лидерских качеств, другие — на развитие человеческого капитала и совершенствование микроклимата. Важный момент — дать сотрудникам выбор формата своего участия в волонтерстве: кому-то больше подойдет прямое вовлечение в социальный проект один-два раза в год, а кто-то выберет интеллектуальную помощь благотворительному фонду, используя свои компетенции и профессиональные навыки. Такой новый формат участия в волонтерских программах не только вовлекает сотрудников в социальную повестку компании, соединяя идеи благотворительности с профессиональные навыками, но формирует новую норму интеллектуальной социальной ответственности бизнеса», — рассказала эксперт «+1».