«Благополучие не измерить KPI. Нужна системная работа на долгую дистанцию»

Благотворительный фонд «Арифметика добра», системно решающий проблемы сиротства, отметил четыре года. О результатах работы, создании сплоченной команды и секретах эффективной работы «+1» поговорил с председателем правления фонда, успешным руководителем Наилей Новожиловой.

Наиля Новожилова
Наиля Новожилова
Фото предоставлено фондом «Арифметика добра»

В отчете фонда за 2017 год единственный показатель, который не вырос, — количество детей, переданных в семьи. Почему так?

У этой программы есть жизненный цикл, и цифры становятся понятны, если этот цикл знать. Наибольший наплыв потенциальных и состоявшихся приемных родителей был в самом начале. Ресурсы программы ограничены, и очередного количественного роста просто не могло быть. Плюс еще в 2017 году было громкое изъятие детей из семьи Дель. Те, кто собирался стать приемными родителями, решили повременить.

Но тут количество вообще не имеет значения. Куда важнее качество — как ребенок живет в приемной семье. Должно расти число родителей, которые принимают детей осознанно. Необходимо профессиональное сопровождение и оценка ресурсности усыновителей. Кто скажет родителям, что они не готовы взять ребенка? Никто. Тут нужен многоуровневый подбор семьи для ребенка, сложнейший механизм без палочных методов, чтобы люди были готовы к воспитанию трудных детей.

Долго подбиралась команда фонда для такой задачи?

На это ушло около года. Коллектив фонда должен быть высокомотивированным и с высокой планкой, даже в делах ежедневных. Тут не пройдет геройство, оно быстро выгорает. Главное — профессионализм и компетентность каждого. У нас руководители направлений работают с первых дней жизни программ, и компания развивается в русле долгосрочности и системности. В этом есть комфорт и кайф от работы.

Что есть этот профессионализм и как убедиться в нем?

Речь идет о компетентности и использовании наиболее продуктивных инструментов в работе. Причем опыт может быть даже не связан напрямую с социальной сферой. Пример — Диана Машкова, руководитель клуба «Азбука приемной семьи». Она была в теме в связи с личной историей, пришла из бизнеса без опыта работы в НКО, но с большим желанием и способностями. А бывает так, что мы берем крутого профессионала с опытом. Он погружается и понимает, что не тянет такую ответственность. Ему сложно преодолеть чувство, что мир не совершенен. Как понять, глядя в глаза кандидату, что он справится? Проверить это можно только в деле.

Предъявляете к работникам KPI?

К работникам — нет. Потому что, если поставить условно 4 показателя, к ним человек и будет стремиться. Но благополучие приемной семьи KPI не измеришь. Нужно прилагать максимум усилий в движении на долгую дистанцию. Это выходит из специфики нашего направления и философии работы программ фонда.

Работа в фонде едва ли оставляет сотрудников равнодушными к чужим проблемам. Они сталкиваются с выгоранием?

Конечно. Бывает такое, что человек хочет достичь цели побыстрее, начинает больше работать, выкладываться физически и морально, а не получается. Возникает ощущение бессилия. Как бороться с этим? Например, сменой деятельности, направлением в отпуск на пару недель, кого-то можно приободрить, а кого-то отпустить, если понял, что такая работа не для него.

А какие лайфхаки против выгорания есть лично у вас?

Выгорание — одна из самых больших трудностей, в том числе и для меня. Иногда видишь, что система настолько запущена, что легче снести и заново построить. Но потом логически понимаешь, что революции не будет, может быть только эволюция. Чтобы не выгорать, я выхожу в отпуск пять раз в год в самые спокойные периоды, провожу время с детьми и мужем. В остальном спасает тайм-менеджмент. Например, я переехала ближе к работе, и стала экономить 3 часа в день. Стараюсь максимально делегировать рутинные задачи, не брать на себя чужие обязанности и одновременно давать возможность сотрудникам самостоятельно искать решения.

Из четырехлетнего опыта — какие механизмы в просвещении людей и в привлечении денег самые эффективные?

Если говорить о массовой истории, то это должно быть дозированное просвещение на очень понятном языке в доступном мессендже. Никаких слов «депривация», «социализация», или мы тут же потеряем обывателя.

А если говорить об отношениях с бизнесом, то тут любой инструмент коммуникации должен быть встроен в привычную среду. Так, все наши фандрайзинговые истории идут через сотрудников и клиентов компаний-партнеров. Мы не приходим и не говорим: «Дайте нам денег, сейчас будем благотворить». Мы предлагаем долгое партнерство. Деньги не решают проблему — было бы так, давно бы уже все скинулись и решили. Деньги — средство коммуникации и инструмент вовлечения людей, которые и решают проблему. На самом деле, мысль о приемном родительстве и о помощи сиротам витает в воздухе. Бывали случаи, что наш заход в компанию выступал щелчком. Люди начинали интересоваться, как можно помочь, а потом становились наставниками или даже усыновляли ребенка.

Беседовала Елена Матвеева
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter