9 декабря в Гостином дворе прошла девятая новогодняя ярмарка «Душевный Bazar». В восьмичасовой программе приняли участие представители более 80 социальных проектов и 18,5 тыс. горожан, которые общими усилиями собрали более 3,5 млн руб. — и это предварительная цифра без учета электронных платежей. Поддерживали праздничную атмосферу более 500 волонтеров от 6 до 82 лет.
Одной из самых ярких площадок стал стенд межрегиональной общественной организации (МОО) «Алопеция. Счастье быть собой» (алопеция — редкое аутоиммунное заболевание, при котором происходит выпадение волос. — Прим. +1). Несколько девушек гуляли по ярмарке в «инопланетных» костюмах и с радостью фотографировались с гостями. «Мы хотим привлечь внимание к этой проблеме, чтобы на нас не тыкали пальцем, не шарахались от этих девушек, чтобы брали их на работу так же как и всех остальных, даже несмотря на то, что у них нет волос, — рассказывает Елена Акулова, помощник руководителя отделения МОО по Санкт-Петербургу. — То есть мы делаем все возможное, чтобы они позитивно относились к жизни, так как самое главное счастье в этой жизни — это счастье быть собой».
Не меньше внимания привлек к себе «Подиум зрелой красоты». Около 150 непрофессиональных моделей в возрасте 50 лет и старше дефилировали в одежде брендов-партнеров, доказывая всем, что активным можно быть в любом возрасте. Здесь же работали визажисты, которые преображали женщин. Как сообщили организаторы, в этом году теме помощи взрослым уделялось особое внимание: более половины некоммерческих организаций (НКО), участвующих в фестивале, работают именно с этой категорией населения.
Еще одна особенность девятого «Душевного Bazar’а» — интерактивность многих площадок. Гостей вовлекали в активную деятельность, чтобы они лучше узнали, чем занимается та или иная организация. Например, центр социализации и развития для людей с ментальными нарушениями «Пространство общения» организовал трассу с препятствиями. Каждый желающий мог попытаться пройти ее, сидя в инвалидной коляске, и понять, что чувствует человек с ограниченными возможностями.
Неподалеку проходили «Слепые гонки» — картинг, где гости могли поуправлять машиной с повязкой на глазах, ориентируясь только на звуковые сигналы. «Мы занимаемся развитием инклюзивного картинга для слепых и не только, — рассказал Борис Вешняков, председатель правления проекта „Слепые гонки“. — Это либо фигурный пилотаж по звуковым ориентирам, либо leading-система, когда впереди за рулем сидит зрячий пилот, который может иметь проблемы, например, с опорно-двигательным аппаратом, а сзади — слепой или искусственно „ослеплённый“ на время человек». Он добавил, что проект призван показать всем, что даже «за гранью инвалидности» жизнь может быть яркой и интересной.
Поддержать НКО можно было приобретением на их стендах сладостей, сувениров, игрушек, одежды и множества других вещей «со смыслом». Так, социально-экологический проект «Авоська дарит надежду» предлагал гостям яркие авоськи разных цветов и размеров, сделанные руками невидящих людей. А рязанская организация помощи детям-инвалидам «Свой путь» приглашала не просто подобрать для себя салфетки и пояса с этническими узорами, а еще и попробовать сплести их самостоятельно на настоящем ткацком станке.
Посетители ярмарки могли помочь организациям не только финансами, но и делом, например, сдав мусор на переработку в специальные контейнеры экологического волонтерского движения «РазДельный сбор» или оставив продукты с большим сроком годности в боксе «Дари еду!». На ярмарке функционировала также онлайн-карта проекта «Полезный город», на которой были отмечены городские сервисы по сбору мусора, старой техники и одежды, пункты приема крови и волонтерские центры.
Новогодняя ярмарка не могла обойтись без Деда Мороза, но помимо традиционного сказочного персонажа на празднике присутствовал Мед Мороз. Он привлекал внимание к стенду благотворительной организации «Дом друзей», которая оказывает медицинскую помощь тем, кто оказался без крова: пять раз в неделю бригада волонтеров выезжает в места скопления бездомных, и делает им перевязки. Все желающие могли купить медикаменты для нуждающихся или пожертвовать любую сумму денег через онлайн-платформу.
Первый «Душевный Bazar» состоялся в 2010 году и со временем из разовой акции трансформировался в постоянный проект по поддержке и развитию НКО. Чтобы принять участие в новогоднем мероприятии организации подают заявки весной, проходят несколько этапов отбора и затем попадают на специальное обучение. «Это многомодульная программа, состоящая из тренингов, мастер-классов, консультаций, — рассказала +1 Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social. — То есть мы с НКО целый год не расстаемся, чтобы этот один день состоялся. А ярмарка для них — это своего рода дипломная работа». Рефлексировать и оценивать результаты проделанной работы участники вместе с экспертами будут до марта.
Автор
Евгения Чернышёва