Телемедицина

Телемедицина, согласно формулировке ВОЗ — это «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором»

Определение телемедицины

В мире существует более 100 разных определений этого термина, поскольку юридическая формулировка влияет на предоставление таких услуг в разных странах. В документах и программах ООН используется формулировка ВОЗ, согласно которой телемедицина — это «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

Различают синхронную и асинхронную телемедицину. Синхронная — это интерактивный обмен информацией в реальном времени — например, консультация с врачом по видео-конференцсвязи. Асинхронная — это обмен предварительно записанными данными — например, когда пациент или медработник отправляет врачу-эксперту сообщение с описанием медицинского случая, а врач отправляет обратно свое заключение и рекомендации.

История телемедицины

Развитие телемедицины началось в XIX веке с распространением телеграфа, позволившего передовым медучреждениям оперативно обмениваться информацией. Большую часть XX века область применения технологий телемедицины оставалась узкоспециализированной, они использовались для обмена данными между организациями, а также в исследовательских целях. С 1960-х годов возможности телемедицины стали использовать для мониторинга физиологических показателей космонавтов во время их миссий на орбите.

Массовым рынком телемедицина становится в последние десятилетия, одновременно с широким распространением инфокоммуникационных средств. Сегодня общение между врачами и пациентами происходит по голосовой или видеосвязи, через мессенджеры, специализированные платформы и приложения. Специальные гаджеты позволяют отслеживать основные показатели здоровья пациента (кровяное давление, сердечный ритм, уровень сахара и многое другое) и оперативно передавать их лечащим врачам. Наиболее высокотехнологичная область телемедицины — телехирургия, основанная на достижениях робототехники и средствах телеприсутствия.

Телемедицина в мире и в России

Сегодня телемедицина — один из наиболее быстрорастущих сегментов здравоохранения. Глобальный рынок в 2018 году оценивался в $40 млрд. Ожидается, что он будет расти в среднем на 20% в год и к 2025-му достигнет объема в $148 млрд. При этом 90% людей пока что предпочитают личные встречи с врачами дистанционным.

Наиболее развита телемедицина в США — около 40% глобального рынка. Американские госпрограммы медпомощи покрывают дистанционные консультации, а в большинстве штатов действуют законы, обязывающие частные страховые компании возмещать клиентам стоимость дистанционных медуслуг. Активно телемедицина развивается в Австралии, странах Европы, в Японии и Китае.

В России эта сфера регулируется вступившим в силу в 2018 году законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

Отечественные врачи средствами телемедицины имеют право:

корректировать назначенное на очном приеме лечение;

рекомендовать средства для профилактики;

оценивать эффективность диагностики заболевания.

Ставить же диагноз и выписывать лечение специалисты обязаны только при условии первичного очного общения с пациентом. По договору обязательного медстрахования (ОМС) дистанционные консультации можно получить лишь в редких случаях. Несмотря на такие ограничения, в 2018 году в российскую телемедицину инвестировано более 2 млрд руб., а число пользователей дистанционных медуслуг выросло с 2017-го на 30%.