Электромобиль

Электромобиль (electric car) — это автомобиль, приводимый в движение электродвигателем, питаемым от аккумулятора. Благодаря отсутствию парниковых выбросов от сжигания топлива электромобиль считается экологичным видом транспорта. Распространение электромобилей способствует развитию безуглеродной экономики и достижению целей устойчивого развития.

Рождение и забвение

Электромобили появились в XIX веке, на несколько лет раньше автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), который работал на нефтепродуктах или биотопливе. Одним из ранних экспериментальных образцов стала тележка на электродвигателе, сконструированная венгерским инженером Аньосом Джедликом в 1828 году. Роберт Андерсон из Шотландии построил первый экипаж с электроприводом в 1832 году — за полвека до появления бензиновых автомобилей. Для сравнения: первая массовая модель с ДВС, собранная Карлом Бенцем, вышла в 1885-м.

Однако в дальнейшем конвейерный метод Генри Форда и нефтяной бум начала XX века обеспечили рыночную победу автомобилям с ДВС на углеродном топливе. Интерес к электромобилям стал возвращаться лишь к концу XX века на волне роста обеспокоенности экологическими проблемами и глобальным потеплением.

Как электромобили вернулись

В 1990-х крупные автопроизводители решили вывести на рынок ряд электромобилей, но эти попытки провалились. Так, General Motors с 1997-го по 2003-й поставляла на условиях лизинга компактный электромобиль EV1. Однако большим спросом он не пользовался (за шесть лет было продано лишь 1,1 тыс. машин), в том числе из-за долгого времени заряда аккумулятора (10–12 часов). И в целом производство EV1 было убыточным (в лизинг электрокары уходили самое большее по $44 тыс., а в производстве обходились как минимум в $80 тыс.).

Аналогичные проблемы были и у Ford, Chrysler, Honda, Nissan и Toyota — все они в конце 1990-х выпустили собственные электромобили, но к началу 2000-х вынуждены были снять их с производства.

Революцию произвела компания Tesla, основанная в 2003-м и с 2004-го возглавляемая Илоном Маском. Разработчики не стали выпускать доступный по цене электромобиль, а создали люксовый спорткар, цена которого позволяла добиться приемлемой эффективности на дорогах. Прибыль инвестировали в масштабирование производства. Со временем технология стала дешевле, и компания получила возможность выпускать по-настоящему эффективные электромобили для среднего класса.

Будущее электромобиля

По прогнозу Международного энергетического агентства, уже в ближайшие годы рынок электромобилей ожидает стремительный рост. Стимулировать его будет политика развитых стран, направленная на выполнение целей устойчивого развития. Например, в ряде европейских стран, среди которых Норвегия, Франция, Германия, к 2025-2040 годам будет запрещена продажа автомобилей, работающих на дизеле и бензине. Аналогичную инициативу планирует и правительство Китая.

С 2015-го по 2019-й год мировые продажи пассажирских электромобилей взлетели с 450 тыс. до 2,1 млн в год. Согласно прогнозу Bloomberg, в 2020-м на электромобили придется 2,7% от мировых продаж всего персонального пассажирского автотранспорта, а в 2022-м на рынке окажется не менее 500 различных моделей электромобилей. К 2025-му годовые продажи электрокаров и их доля от глобальных продаж всех автомобилей вырастут до 8,5 млн и 10%, к 2030-му — до 26 млн и 28%, а к 2040 — до 54 млн и 58%.