Экологическая маркировка

Экологическая маркировка — это обозначения на упаковках различной продукции, свидетельствующие о том, что производитель прошел сертификацию (как правило, добровольную) и подтвердил экологическую безопасность, органическое происхождение или этичность своей продукции.

В России многие производители, чтобы поднять ценность своего продукта в глазах покупателя, сами придумывают знаки, внешне похожие на знаки экомаркировки, не проходя никакой сертификации. +1 собрал ряд распространенных в России примеров реально сертифицированной экомаркировки — как отечественных товаров, так и зарубежных.

Маркировка экологичности

Такие знаки на упаковках означают, что продукт не вредит окружающей среде, потому что произведен с соблюдением экологических нормативов. Например, в России, согласно серии ГОСТов «Этикетки и декларации экологические», значки «эко» и другие производные от «экологии» слова информируют о том, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, утилизации) минимизирован ущерб окружающей среде. При этом к качеству, полезности и натуральности продуктов маркировка экологичности отношения не имеет.

Российская маркировка «Листок жизни» означает, что продукт сертифицирован Экологическим союзом. Эта организация проверяет различную продукцию на соответствие экологическим стандартам с 2001 года. В рамках сертификации анализируются все стадии жизненного цикла товаров — от добычи сырья до утилизации.

«Листок жизни» — единственный российский сертификат, признанный Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN).

Еще один российский экознак — маркировка Системы сертификации качества (ССК) Федерального центра сертификации. Она означает, что продукт экологически безопасен, а содержание вредных веществ в нем значительно ниже установленного российским законодательством допустимого уровня.

Знак «Зеленая точка» (нем. Der Grüne Punkt) означает, что производитель уплатил лицензионный сбор на переработку и утилизацию упаковочных отходов в рамках дуальной системы сбора мусора. Эта система, подразумевающая, что производители платят за отходы, остающиеся от их продукции, появилась в 2001 году в Германии и впоследствии распространилась по странам Евросоюза. Такая маркировка актуальна только для товаров, произведенных в Европе. Если видите ее на продукте из России — это гринвошинг.

«Эколейбл Евросоюза», он же «Цветок ЕС», — единая экомаркировка ЕС, сертифицирующая соответствие требованиям европейских экологических стандартов — от отсутствия вредных веществ в составе до минимизации загрязнения окружающей среды на всех этапах жизненного цикла.

«Скандинавский лебедь» — знак соответствия скандинавским экологическим нормативам.

«Голубой ангел» — знак, используемый в Германии. Это старейшая экомаркировка в мире, ее ввели в 1977 году.

Маркировка органической продукции

Она означает, что продукт выращен без химикатов, не содержит красителей и других искусственных добавок. Она часто не представлена определенным значком: на этикетке просто используются термины «органик» и «био».

В России, согласно САНПИНам, термины «органик» или «органический» допускаются только в том случае, если продукция состоит из растительного сырья, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных без применения пестицидов, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов и ГМО и не подвергнутых обработке с использованием ионизирующего излучения. То есть этот тип маркировок касается состава продукции, а не ее воздействия на окружающую среду.

А «био» на российских этикетках, согласно ГОСТам, может означать исключительно «продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками». Фактически термин «био» во всех остальных случаях — это гринвошинг.

«Евролист» — знак соответствия стандартам органической продукции Европейской системы сертификации.

«Печать БИО» — немецкая маркировка продукции органического происхождения: выращенной без использования химикатов либо произведенной без красителей и искусственных пищевых добавок.

«Этическая» маркировка

Маркировка International Fairtrade Certification применяется в США и означает, что продукт соответствует принципам «справедливой торговли»: при его производстве соблюдали высокие экологические и социальные стандарты, то есть не только не нанесли вреда окружающей среде, но и соблюдали права рабочих — в частности, выплатили им достойное вознаграждение за труд.