МАТЕРИАЛ УЧАСТНИКА ПЛАТФОРМЫ +1

26.07.2019

Студенты-программисты представили проекты, которые помогут благотворительным организациям

Форум Доноров, IBM, НИУ ВШЭ и Теплица социальных технологий подвели итоги Всероссийской летней школы «Цифровая трансформация благотворительного сектора».

Фото: Unsplash/Wes Hicks

При поддержке менторов компании выпускники и студенты вузов, приехавшие на Школу со всей России, в течение двух недель осваивали технологии блокчейна и искусственного интеллекта и постигали особенности работы некоммерческих организаций. Работа молодых IT-специалистов строилась вокруг идей и запросов некоммерческих организаций, победивших в Конкурсе проектных идей по внедрению цифровых технологий в деятельность НКО.

По итогам двух недель работы на Школе проектные команды представили 9 рабочих прототипов. Каждое из этих решений нацелено на то, чтобы повысить эффективность работы благотворительных организаций и их специалистов:

1. «Веб-трекинг/поведенческий анализатор» (заказчик со стороны НКО – Фонд «Нужна помощь»). Команда разработчиков создала решение, которое поможет расширить целевую аудиторию фонда, анализируя действия пользователей на сайте. Кроме того, веб-трекинг более точно и подробно расскажет о том, какие страницы сайта и публикации в социальных сетях фонда пользуются наибольшей популярностью у читателей.

2. «DBetter - выявление слепоглухих на основе машинного обучения» (заказчик со стороны НКО – Фонд «Со-единение»). Ребята разработали модель, позволяющую ускорить процесс поиска и идентификации слепоглухих людей. За предыдущие несколько лет фонду удалось выявить 5 тысяч слепоглухих. Пилот, разработанный ребятами, позволит сократить время на выполнение подобной работы в сотни раз.

3. «Правовой иммунитет» (заказчик со стороны НКО – Фонд «Подсолнух»). Усилия команды позволили автоматизироваться рутинные процессы работы сотрудников НКО по обработке входящих запросов на предоставление нуждающимся льготных лекарственных препаратов. Разработчики предложили решение в виде чат-бота для страницы фонда ВКонтакте и специальной формы на сайте. Теперь сотрудникам фонда не придется тратить время на составление типовых заявлений на получение помощи – они будут формироваться автоматически.

4. «Family_ledger - децентрализованная система хранения информации на основе блокчейна» (заказчик со стороны НКО – Фонд «Дорога к дому»). Разработка студентов – пример, когда блокчейн рассматривается не как технология для фандрайзинга, а как технология для обеспечения равного доступа сотрудников фонда и различных социальных учреждений к информации о несовершеннолетних и семьях в трудной жизненной ситуации: какая работа проведена с каждым подопечным, куда были направлены средства доноров и др.

5. Комплексное решение для работы зоозащитной организации (заказчик со стороны НКО – АНО «Мы и город»). Для того, чтобы дать людям возможность оперативно реагировать на случаи жесткого обращения с животными, студентами было предложено комплексное решение: 1) форму, в которой любой свидетель жестокого обращения с животными, может подать заявление; 2) телеграм-бот, который отправляет сотрудникам НКО в структурированном виде информацию о новых заявлениях; 3) приложение, которое формирует официальный документ (заявление в уполномоченные органы) по данным, полученным с сайта, тем самым освобождая сотрудников фонда от рутинной работы.

6. «Автоматизация социального проектирования» (заказчик со стороны НКО – АНО «Эволюция и Филантропия»). Участники Школы создали модель, которая демонстрирует возможность предсказывать социальный эффект на основе анализа больших массивов данных, собранных по результатам уже реализованных проектов. Кроме того, модель может решать одну из важнейших задач проектных менеджеров - предсказывать социальный эффект проекта и давать рекомендации, какие действия необходимы для получения определенного социального результата.

7. «Система информационной поддержки участников» (заказчик со стороны НКО – Благотворительная ярмарка «Душевный Bazar»). Команда проанализировала существующую и потенциальную аудиторию ярмарки и разработала два решения для каждого типа аудитории: чат-бот и специальная страница на сайте, способные оперативно предоставить информацию человеку, желающему принять участие в «Душевном Bazar’e»: как добраться, какие вещи и предметы можно передать на ярмарку, чем можно помочь организаторам и так далее.

8. «Информационная система для учета социально исключенных людей Москвы» (заказчик со стороны НКО – Фонд «Самю Сосьяль Москва»). Придуманное ребятами решение позволит учитывать объемы и количество медицинской помощи, оказанной бездомным людям фондом и другими социальными учреждениями. Это позволит составить полную картину того, кто и когда им помог, с какими результатами. В итоге вся помощь, оказываемая бездомным, станет более целенаправленной и эффективной.

9. «Агрегатор событий с сайтов НКО» (заказчик со стороны НКО – Центр развития НКО). Программа, созданная студентами, собирает информацию о планируемых мероприятиях с сайтов НКО и страниц в социальных сетях, и при этом – что особенно важно для агрегатора – обновляет данные в автоматическом режиме, позволяя НКО Санкт-Петербурга синхронизировать их календари, участвуя в мероприятиях и не дублируя друг друга.

По мнению членов жюри Школы, студенты и получили новые навыки, и показали, что могут влиять на то сообщество, в котором они живут, не только своими деньгами, но и безвозмездным трудом, который невероятно востребован.

«Вы стоите на грани перехода в абсолютно новый мир: лет через десять мы будем жить в совершенно другом пространстве, и вы выбрали себе прекрасную специальность. Но сегодня вы показали, что для вас самое главное – человек, самоуважение и самореализация. И вместе с вашими знаниями и ценностями, я уверена, вы внесете совершенно фантастический вклад в работу благотворительных организаций, в повышение качества жизни людей», - обратилась к участникам Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду компании «Северсталь».

Не менее важным оказалось осознание участниками проектных команд своего влияния и значимости для НКО. Большинство из студентов ехали на Школу, чтобы разобраться в новых технологиях и пообщаться со специалистами из IT-компании – опыт волонтерства был преимущественно лишь у девушек-участниц. Но настоящим открытием для всех студентов стали сессии по дизайн-мышлению, когда они вместе с сотрудниками НКО обсуждали детали будущих решений. По словам молодых IT-специалистов, им удалось познакомиться с работой живых, реально действующих организаций, узнать о целых категориях людей, которым нужна поддержка и которым они могут помочь как волонтеры.

НКО были готовы ко встрече с профессионалами, говорящими «на своем языке», поэтому прежде всего оценили высокую заинтересованность студентов-программистов в благотворительной тематике. «Наблюдать за этим переводом было очень увлекательно, временами напоминало детскую игру «Глухой телефон», но это реально потрясающий опыт. Я очень рассчитываю на последующее распространение результатов и также на их перевод уже на «язык НКО». Важно показывать не столько суть и качество конкретных решений, а то, какие вообще задачи можно ставить, какие уже потенциально есть цифровые решения, которые могут решить ту или иную проблему НКО», - рассказала Наталья Фреик, исследователь, эксперт АНО «Эволюция и филантропия».

«Я получила удовольствие от совместной работы и от возможности наблюдать, как твои гуманистические смыслы ложатся в «цифровую матрицу» и как их совмещение может играть на пользу любого проекта. Восхищена ребятами – участниками школы, среди которых есть совсем юные. Когда слушала на защите проектов, как они рассказывают про НКО и их инициативы, поняла, что нам пора признаться себе, что мы уже в будущем, и нам срочно нужны такие сотрудники и партнёры», - отметила Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social.

Летняя школа является частью программы Smart Social - партнерской инициативы IBM, НИУ ВШЭ, Форума Доноров и Теплицы социальных технологий, нацеленной на рост цифрового потенциала российских некоммерческих организаций, который мог бы способствовать улучшению качества предоставляемых ими услуг, повышению конкурентоспособности и усилению производимого ими социального эффекта. Созданные участниками школы решения и модели могут быть доработаны для того, чтобы поступить на службу НКО. Первые итоги внедрения решений будут представлены в рамках деловой программы Ежегодной Конференции Форума Доноров в конце октября.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки