Никита Мкртчян: «Законодательство — не „панацея“ от мигрантов»

Помимо постоянно меняющегося законодательства, на пути успешной экономической интеграции мигрантов в России стоят нежелание государства инвестировать в иностранных работников, несогласованность действий государственных и частных структур и враждебное отношение общества.

Ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян

Однако ситуация небезнадежна. Ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян в интервью Plus-one.ru рассказывает, как найти из нее выход.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть комплекс условий, необходимый принимающей стране для успешной интеграции мигрантов?

Прежде всего, это доступ к рынку труда. Естественно, без включения в него, без того, чтобы приехавший в страну человек мог зарабатывать деньги и содержать родных, сложно говорить об успешной интеграции. Следующий важный пункт — возможность воссоединения с семьей. Ведь зачастую мигрант приезжает один. Он закрепляется, получает какой-то статус, позволяющий ему законно проживать в принимающем государстве, или гражданство. Но при этом семья переселенца нередко остается на родине.

Также в числе необходимых условий — доступ к получению образования для самого мигранта и его детей, возможность долгосрочного пребывания, а также участия в политической жизни. Хотя пока нам сложно представить добившегося существенных политических высот в России человека с фамилией, указывающей на его мигрантское прошлое.

— Насколько важен для интеграции мигрантов институт получения гражданства? Или это мало кому из них интересно?

Процесс получения подданства иногда проходит более-менее гладко, по четким и понятным траекториям (не обязательно простым, но твердо установленным), но может являться и предметом перманентных трансформаций, создающих массу проблем для тех, кто стремится натурализоваться. В России то практикуется упрощенное получение гражданства, то наоборот: все «пути» закрываются — и непонятно, кто может стать гражданином.

Еще один параметр, о котором, в отличие от России, думают на Западе, — это гарантированная законодательством защита от дискриминации.

Перечисленные условия — конечно же, чисто законодательные пути интеграции, та самая созданная государством необходимая база. Однако возникает вопрос: а в какое общество с ее помощью трудовой мигрант должен интегрироваться?

Что мы можем сказать мигрантам — или что они могут для себя понять, глядя на нас? То мы вроде бы секулярное (светское — прим. ред.) общество, то воцерковленное. Как вести себя, скажем, приезжему из Средней Азии? К чему стремиться этому человеку? Пытаться воспринять православные традиции, светские этические нормы, или же интегрироваться через ислам? На все эти вопросы также необходимо ответить, если мы хотим успешного включения мигрантов в российское общество. Одной лишь законодательной базы для этого недостаточно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Анастасия Мануйлова