«В мире цифровых профессий нет ограничений»

Концепция инклюзии и инклюзивного образования стали неотъемлемым элементом общественного прогресса. С одной стороны, почти всем понятно, что это необходимый инструмент для интеграции разных людей в жизнь, с другой стороны — существует много опасений и критики инклюзивных стратегий в образовании. Есть и такое общество, российское в том числе, где инвалидность считается препятствием для образования. Некоторые люди озабочены тем, как инклюзивные методы сказываются на качестве обучения детей и взрослых, не имеющих ограничений. Основатель и гендиректор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов рассказывает, почему инклюзивное образование — не только для людей с особенностями, а для всех нас.

Дмитрий Крутов

Если считать, что инвалидность — личное дело каждого, то инклюзия в образовании перестает быть необходимой. Человеку нужно пытаться соответствовать существующей системе, а если у него не получается — он помещается в замкнутую среду, оторванную от внешнего мира.

В системе, которая рассматривает именно сферу образования как проблему, реализуется социальная модель инвалидности: внимание сосредотачивается на методах обучения, организации образовательного процесса, уровне дискриминации, безопасности, удобстве, обучении учителей, системе тьюторства, репрезентации инвалидности и так далее. Окружающий нас мир при таком подходе не воспринимается черно-белым, появляются варианты, оттенки. Несмотря на это, важно избегать двух вещей: с одной стороны, не превращать человека с инвалидностью в жертву, а с другой стороны — не забывать, что у него есть особенности.

Так, в своей дискуссии профессоры Бренда Брюггеманн, Розмари Гарленд-Томпсон и Джорджина Клиге, носительницы опыта инвалидности, делятся мыслями о том, как их инвалидность встраивается в преподавательский процесс. Все трое замечают, что студенты со временем забывают, что у их преподавателей есть ограничения. Однако Гарленд-Томпсон утверждает, что это не всегда хорошо.

Долгое время на Западе и в России существовала и продолжает существовать система коррекционных учебных заведений, которая построена на принципе разделения — мы отделяем тех, кого надо «вылечить» или содержать в специальных условиях, помещаем в закрытые учреждения и создаем мирок, изолированный от большого мира «здоровых» людей. Эта система во многом основывается на медицинской модели инвалидности, в которой проблема — это сам ученик. Например, «проблемами» считаются дополнительные потребности, необходимость особенной среды и технического оснащения, трудности в передвижении и речи и так далее. Так как инвалидность тут понимается как «личное дело», многое сваливается на плечи самих людей с инвалидностью и членов их семьи.

Возникает ситуация, когда опека заменяется гиперопекой, и человек буквально лишается возможности попробовать себя в чем-то. В 2020 году на Netflix вышел документальный фильм Crip Camp, который на русский язык перевели как «Лагерь калек», что говорит многое о специфике отношений русскоязычных людей с инвалидностью. В фильме повествуется история создания летнего лагеря для подростков с инвалидностью, некоторые из которых затем стали активистами движения за права людей с инвалидностью в США. В одном из эпизодов показан монолог юноши, в котором он делится следующими мыслями: «Все иногда хотят бывать в одиночестве. Оставаться наедине со своими мыслями. И наедине с собой. Думаю, Нэнси [героиня фильма]говорит о том, что ей отказывают в праве на частную жизнь. Я считаю, что это одно из основных прав». Когда среда потенциально опасна и не готова к существованию в ней человека с инвалидностью, родителям не остается ничего, кроме как контролировать и изолировать особенного ребенка от враждебной среды.

Мы в Skillbox впервые столкнулись с этим, когда запустили грантовый проект по обучению людей с инвалидностью «Будущее без ограничений» вместе с РООИ «Перспектива». Мы были искренне поражены масштабами безразличия и формализма. То, что у людей с инвалидностью нет возможности работать во многих сферах, считается нормой, чем-то само собой разумеющимся. Численность нашей компании такова, что в ней по нормативам должны работать люди с ОВЗ, но узнали мы об этом уже после того, как перешагнули эту отметку. Об этих нормативах никто не знает, бизнес вообще не понимает, что это общечеловеческие правила и их нужно соблюдать.

Особенности развития действительно не являются препятствием для профессионального роста, дело лишь в окружении. Экономика, бизнес, проектная деятельность, IT-сфера демонстрируют, что твои ограничения могут стать твоими возможностями. Какими бы ни были твои особенности, в подходящих условиях они позволяют твоей личности проявить себя.

Мы поняли, что если поможем людям с инвалидностью освоить новые цифровые профессии, у них будут невероятные результаты, и наш проект это подтвердил. Мы хотим показать, что в мире цифровых профессий нет ограничений ни для кого.

К примеру, один из студентов направления «Веб-разработка» с заболеванием опорно-двигательного аппарата устроился в «Яндекс» на должность технического писателя, и таких историй немало.

У инклюзивного образования есть еще одна важная задача — изменение представлений об инвалидности. Огромную роль в восприятии инвалидности играет то, как ее показывают в популярной культуре — медиа, кино, мультфильмах, литературе. В наше время очень популярной становится мотивационная репрезентация, где человек с ОВЗ вдохновляет людей без ограничений.

Стелла Янг, комик, журналист и борец за права инвалидов, называет это «мотивационным порно» и объясняет: «Я использую термин „порно“ намеренно, так как некоторые овеществляют одну группу людей в интересах другой. В данном случае мы объективируем инвалидов ради интересов здоровых людей. Цель — вдохновить вас, замотивировать, чтобы можно было посмотреть на них и подумать: „Как ни плоха была моя жизнь, могло быть и хуже. Я бы мог быть вот этим человеком“. А что, если вы и есть этот человек?»

Все это — продукт мифа об исключительности человека с инвалидностью. Такой человек воспринимается другим, отличающимся от нормы, поэтому любое его достижение, даже самое минимальное, используется как вдохновляющий сюжет. Однако, как свидетельствует Стелла, ее тело хоть и имеет особенности, оно дает ей то, что ей нужно, тело не является ее ограничителем. Таковым его делает взгляд со стороны, от людей, более приближенных к тому, что называется нормой.

В жизни мы мало взаимодействуем с людьми с особенностями. Из-за отсутствия доступной среды люди с ОВЗ ограничены в мобильности и не могут спокойно передвигаться по городу, следовательно, мы редко их встречаем. Внедряя инклюзию на ранних образовательных этапах, можно обеспечить видимость и нормализацию инвалидности.

Поэтому инклюзивное образование дает пример плюралистического взгляда на мир и людей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Авторы

Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox, в соавторстве с Ланой Узарашвили, исследовательницей, аспиранткой Института философии РАН