Горожане просят сделать потише

Современные города дают человеку множество возможностей и позволяют жить насыщенной жизнью на высоких скоростях, но безвозвратно отнимают тишину. Для большинства людей индустриальный шум становится источником болезней, и лишь для музыкантов — источником вдохновения. Plus-one.ru узнал, как разные страны пытаются защитить своих жителей от шумового загрязнения.

Плата за городскую жизнь

Многие горожане даже не осознают, в насколько недружелюбной среде с точки зрения шума им приходится жить. Ежедневно они сталкиваются с десятками, а то и сотнями раздражающих слух звуков. Дома — это звук телевизора и работающей бытовой техники, передвигаемой мебели, громкая музыка и крики скандалящих соседей. На улице — звуки транспорта, коммунальной техники, стройки. В офисе — телефонные разговоры коллег, гул вентиляционной системы. Можно, конечно, пойти в парк, но и здесь сложно найти тихое место: большинство зеленых зон мегаполисов давно превращены в места развлечений, где гуляет много людей и часто громко играет музыка.

Люди настолько привыкают к круглосуточному звуковому сопровождению, что практически его не замечают и даже не подозревают, что некоторые проблемы со здоровьем (депрессия, бессонница, головные боли, расстройства пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, расстройство внимания и т.д.) могут быть связаны именно с «шумовым загрязнением». Так называют всю совокупность звуков антропогенного происхождения, которые превышают естественный, природный звуковой фон. Согласно рекомендациям ВОЗ, допустимый уровень шума в помещении в ночное время не должен превышать 30 дБА, днем — 50 дБА. Но в современных городах это практически невозможно. Одним из главных источников шумового загрязнения в городах считается транспорт — уровень шума автомобиля на скорости 50 км/ч составляет 60-80 дБА.

Чем ближе к транспортным магистралям, вокзалам, аэропортам расположены жилые кварталы, тем выше в них уровень шумового загрязнения. Если на улице начались ремонтные работы или стройка, уровень звука в среднем повышается до 60 ДБа, а в отдельных случаях может достигать 90 дБА. Исследования ВОЗ доказывают, что шумовое загрязнение негативно влияет на здоровье жителей мегаполисов и приводит к уменьшению продолжительности жизни.

Соблюдай тишину

Власти любого мегаполиса вынуждены бороться за тишину. Одна из мер — законодательные запреты на производимый шум. Еще Юлий Цезарь запретил конным повозкам передвигаться по городу ночью из-за грохота. В наше время в разных городах мира установлены свои ограничения для тех, чья деятельность сопровождается шумом. Например, в США действует запрет на вывоз мусора в ночное время. В некоторых штатах установлены штрафы за бой колоколов вне установленного времени. Во Франции владельцев собак могут оштрафовать за чрезмерный лай своих питомцев на 68 евро. В Германии за громкую музыку, доносящуюся из салона автомобиля, вам могут выписать штраф на 80 евро.

В России в настоящее время разрабатывается федеральный закон о тишине. Сейчас субъекты Федерации регулируют эти вопросы самостоятельно. Например, в Москве нельзя шуметь с 23:00 до 07:00, проводить ремонт — с 19:00 до 09:00, с 13:00 до 15:00 в рабочие дни, и в выходные (воскресенье) и праздничные дни. На территории Московской области нельзя использовать звуковоспроизводящие устройства и устройства звукоусиления, в период с 21:00 до 08:00, а также с 13:00 до 15:00 в рабочие дни, с 22:00 до 10:00 и с 13:00 до 15:00 — в выходные дни. Новый закон запрещает шуметь в жилых домах с 23:00 до 07:00. За нарушение порядка физлица могут быть оштрафованы на 5-50 тыс. рублей.

Заглушить и озеленить

В арсенале муниципальных властей есть и другие методы борьбы с шумовым загрязнением. Это, например, регулирование транспортного движения, вынос наиболее загруженных магистралей за городскую черту, ограничения движения грузовых автомобилей, создание шумозащитных экранов. Также используется функциональное деление территорий на зоны. В этом случае выделяются «оазисы» тишины: лечебные и рекреационные зоны, где ограничено автомобильное движение. В борьбе с шумовым загрязнением может помочь и озеленение территорий, обустройство «зеленых террас».

К примеру, в Москве с транспортным шумовым загрязнением борются при помощи установки шумозащитных экранов и поглощающих шум окон в жилых домах и на социальных объектах. Для Москвы эти меры особенно важны, так как трафик в столице очень высок. Причем значения шумовых характеристик на автотрассах магистрального и общегородского значения, таких как МКАД, ТТК, хорды, крупные шоссе и проспекты и др., практически не отличаются в дневное и ночное время суток. Это связано с высокой интенсивностью движения автотранспорта в дневные часы и, соответственно, снижением скорости транспортного потока; напротив, в ночные часы, при более низкой загруженности автотрасс происходит увеличение скорости потока. Что касается дорог местного и районного значения, то сила звука в ночное время здесь в среднем на 5 дБА ниже, чем днем. Как следует из Доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2019 году, в некоторых районах с жилой застройкой проезд грузовых автомобилей был ограничен, что, по данным Мосэкомониторинга, снизило уровень шума на 2 дБА. Своевременный ремонт дорог в столице также способствует снижению уровня шума: чем больше неровность дорожного полотна, тем выше уровень шума от движущегося по нему автотранспорта.

В 2019 году в Москве были предприняты меры по снижению шумового загрязнения в районах аэропортов. Согласно измерениям, в течение прошлого года в районах Куркино и Митино, при пролетах самолетов, в отдельных случаях превышались нормативы допустимого уровня шума. Для того, чтобы исключить подобные ситуации, было принято решение свести полеты над районами Москвы (Куркино, Митино, Северное Тушино) к минимуму, а оставшиеся — проводить на высоте от 3000 м и более. Было решено также полностью исключить полеты в ночное время и полеты «тяжелых» воздушных судов.

Музыка улиц

Пока муниципальные власти борются с городским шумом, творческие люди используют его как источник вдохновения. Существует особый жанр — «шумовая музыка». В ней стирается грань между музыкальными звуками и звуками окружающей среды, в том числе, городом. Родоначальником этого жанра считается итальянский футуролог Луиджи Руссоло, который изобрел специальные устройства-генераторы шума — интонарумори. В 1914 году он собрал целый оркестр интонарумори и сыграл два произведения с «говорящими» названиями — «Пробуждение города» и «Встреча самолетов и автомобилей». Публика не оценила такое искусство, однако его эксперименты помогли другим музыкантам найти своеобразную эстетику в урбанистическом и индустриальном шуме. Так, в спектакле 1917 года «Парад» Жан Кокто использовал звуки динамо-машины, сирен, парового двигателя и мотора самолета. В 1924 году композитор Джордж Антейл представил Ballet Mécanique, где в качестве инструментов использовались 3 винта самолета и 7 электрических колоколов. Знаковой фигурой для развития шумовой музыки стал американский композитор Джон Кейдж, который в своем манифесте «Будущее музыки: Кредо» (1937 год) написал: «Я верю, что использование шума для создания музыки будет продолжаться и увеличиваться». В своем творчестве Кейдж представлял город как единый музыкальный инструмент, звучание которого служит источником для создания музыкальных произведений.

В 1967 году канадский композитор, писатель, эколог, преподаватель Университета Саймона Фрейзера (Ванкувер) Рэймонд Мюррей Шейфер издал учебное пособие по экспериментальной музыке (Schafer R.M. Ear Cleaning. Notes for an Experimental Music Course). Он призывал свою аудиторию слушать музыку города: его голоса, шумы, пульс, интонацию и пр. Шейферу принадлежит создание термина soundscape — совокупность всех звуков, которые окружают человека в одном месте. В свои музыкальные произведения он также включал урбанистические звуки — например, графическую запись уличного шума в Ванкувере. Кроме того, Шейфер известен как создатель The World Soundscape Project, в котором исследователи сохраняют для будущих поколений различные звуки, окружающие современного человека.

В 70-90-е годы все больше исполнителей разных стилей экспериментировали с урбанистическими звуками. Например, приверженцы индустриального рока часто включали в свои произведения звуки отбойных молотков, автострад и т.д. В 90-е годы в Японии возникло течение Japanoise, последователи которого превыше всего ставили эстетику шума.

Сегодня набирает популярность саунд-арт — создание звуковых инсталляций, когда композиторы экспериментируют со звуками в той или иной точке пространства. Одной из самых известных стала звуковая инсталляция в форуме Траяна в Риме. Брюс Одлан и Сэм Ауингер установили там древние амфоры, которые преобразовывали звуки города — сирены, рычание мотоциклов, шум проезжающих автобусов — в уникальную мелодию.

Звуковые инсталляции вряд ли могут изменить физиологическую реакцию человеческого организма на шум, но дают возможность человеку взглянуть на шум с точки зрения искусства и осознать своеобразную красоту и гармонию звукового ландшафта мегаполисов.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Горова